26.10.2016 19:12
    Поделиться

    В Третьяковку привезут 42 шедевра из Музеев Ватикана

    Открыта онлайн-продажа на выставку из Музеев Ватикана в Третьяковской галерее
    Начинается онлайн-продажа билетов на выставку "Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо", что откроется 25 ноября в Инженерном корпусе Третьяковской галереи и продлится до 19 февраля. Учитывая, что вход на экспозицию будет по сеансам (каждый - по полчаса), и что планируется продавать ограниченное количество билетов одному покупателю (предварительно называлась цифра - не более четырех билетов в руки), имеет смысл спланировать визит заранее. Об этом директор ГТГ Зельфира Трегулова объявила на пресс-конференции в РИА "Россия сегодня", посвященной совместному проекту Третьяковской галереи с Музеями Ватикана, в рамках которого сорок два шедевра из Пинакотеки Ватикана приезжают в ноябре в Москву, а осенью 2017 года шедевры отечественного искусства из собрания Третьяковской галереи покажут в Ватикане.

    Идея этого проекта родилась во время встречи президента России Владимира Путина и Папы Римского Франциска. Понадобилось три года, чтобы планы стали реальностью, чему не в малой степени способствовала поддержка благотворительного фонда "Искусство, наука и спорт".

    Не случайно мы уже шестьсот лет живем с идеей "Москва — Третий Рим"

    Среди сорока двух шедевров, которые приезжают в Россию, обещают, в частности, иконы римской школы XII и XIII веков, "Житие Винченцо Феррер" (1473) работы Эрколе де Роберти, шедевры Карло Кривелли и Джованни Беллини, Рафаэля, Караваджо и Пуссена, картины Донато Крети из серии "Астрономические наблюдения" (1711) и многие другие. Таким образом, по словам куратора российской выставки Аркадий Ипполитов (Эрмитаж), экспозиция представляет "вечный город" Рим -  Roma Aeterna - как город, связанный с историей духовных поисков Европы,  от  XII века до эпохи Просвещения, как квинтэссенцию европейского духа. Основной зал выставки в Инженерном корпусе напомнит зрителям площадь Святого Петра в Риме (архитектор экспозиции - Сергей Чобан).

    "Главная идея Музеев Ватикана - идея Рима, именно поэтому проект назван Roma Aeterna, - сказал Аркадий Ипполитов. - В России, где не открой выставку о Риме, она повсюду будет уместна. Тем более - в Третьяковской галерее. Все русское искусство XVIII и XIX веков выросло из встреч с итальянским искусством, из путешествий выпускников Академии художеств в Рим, из учебы перед полотнами старых мастеров, из восхищения солнцем, небом, живописными видами Италии".

    "Нынешний проект продолжает старинную традицию добросердечного сотрудничества России и Италии, - заметил директор Музеев Ватикана Антонио Паолуччи, участвовавший в видеомосте Москва-Ватикан по skype. "Дружеские отношения между Музеями Ватикана и Третьяковской галерей существуют давно. Нынешний проект - знаковый. Собственно, дружба и состоит из таких событий, как это".

    Прямая речь

    Аркадий Ипполитов, куратор выставки, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа:

    Мотив "вечного Рима" часто ассоциируется с Римом античным. Почему это название выбрано для представления выставки из Музеев Ватикана?

    Аркадий Ипполитов: Roma Aeterna - это именно Вечный Рим, а не город, локализированный во времени. В Риме как раз замечательно, что связь античности, Средних веков, Ренессанса, Нового времени и современности необычайно живая. Она ощутима на каждом шагу. Об этом и выставка. Так, Музеи Ватикана (а Пинакотека - это часть Музеев Ватикана) знамениты особенно своими древнеримскими коллекциями античной скульптуры. Но поскольку в Третьяковской галерее представлена в первую очередь живопись, мы ориентировались на картины и иконы. Но, разумеется, в ренессансной живописи можно найти отсылки к античному искусству.

    Понятно, что Рафаэль, Беллини, Караваджо в представлении не нуждаются… Известные имена - главный принцип отбора?

    Аркадий Ипполитов: В Пинакотеке нет ни одной проходной работы известного художника. Даже две маленькие работы Рафаэля - это шедевры, и очень важные. Но для меня как для куратора было также важно, чтобы работы, при всем разнообразии, образовали единое повествование - от XII века до XVIII - о человеческом духе и о Риме. Все работы, представленные на выставке, так или иначе связаны с Римом. Это художники, работавшие в Риме или для Рима и Папской области, или представляющие римскую идею…

    Для вас была важна идея связи художника и места?

    Аркадий Ипполитов: Рим - это не место. Это идея единства человечества. Эта выставка во многом о единстве. Поэтому мы и начинали с римской иконы XII века "Христос Благословляющий", которая олицетворяет Вселенную. Но одновременно она - о единстве человечества. Она была нам важна именно как точка отсчета, в которой христианство было едино, в которой очевидна близость итальянской и русской культуры. Хотелось подчеркнуть важность понятия Рима - для русской культуры. Не случайно, мы уже шестьсот лет живем с той идеей, что Москва - Третий Рим, и три века - что Петербург - четвертый Рим.  

    Мы очень хотели получить эту работу. Музеи Ватикана пошли навстречу, несмотря на то, что это вещь XII века, написанная на доске… Вообще, Ватикан пошел на большие жертвы. Ватиканская Пинакотека не очень большая - у нее 450 вещей, а тут они отдают десятую часть. Все вещи - 42 работы - взяты с экспозиции. Ничего нет из запасников.

    Переклички с русским искусством для вас были важны?

    Аркадий Ипполитов: Да. Например, шедевр Пьетро Лоренцетти "Христос и Пилат" перекликается с картиной  Николая Ге "Что есть истина?" из Третьяковской галереи … Кстати, в Риме до сих пор есть "Дом Пилата", который до сих пор показывают как часть античного наследия города. 

    Дом Пилата в Риме? По идее, он должен быть в Иерусалиме.

    Аркадий Ипполитов: Но сам Пилат родом из Рима… Дом назывался так со Средних Веков. Это античное здание. Но, конечно, он такой же дом Пилата, как квартира Воланда в Москве.

    Текст публикуется в авторской редакции и может отличаться от вышедшего в номере "РГ"

    Поделиться