26.10.2016 14:11
    Поделиться

    Cельский учитель открыл в Татарстане этномузей

    Единственный в республике татарский этнографический музей под открытым небом "Татар авылы" ("Татарская деревня") становится все более популярным у туристов.

    Корреспондент "РГ" побывал здесь и выяснил, как жили в здешних селах сто лет назад, чем отличается татарская печь от русской и где Александра Сергеевича Пушкина угощали катыком.

    Собирали по бревнышку

    Расположился музей неподалеку от села Исаково Зеленедольского района РТ, практически на трассе М-7. Езды от Казани минут сорок. И хотя находится он на виду, да к тому же по пути на остров-град в Свияжск, открывать его для себя татарстанцы стали совсем недавно. Дело в том, что музей долго не был включен в туристические маршруты.

    У деревянных ворот нас встретил бойкий мужчина в халате, тюбетейке и с гармошкой в руках - основатель и директор "Татар авылы" Дамир-абы. И как позже поняли мы, он же его главная "достопримечательность". Этого веселого, колоритного, открытого человека, можно назвать душой музея.

    Без лишних прелюдий он начал наше погружение в национальную атмосферу, исполнив песню под гармошку песню "Туган тель" ("Родной язык") на стихи Габдуллы Тукая.

    - Мы с женой - учителя деревни Шерданы, а также наши родственники и просто неравнодушные люди, объединились в некоммерческую организацию и решили создать такой музей, - начал рассказ Дамир-абы. - Подобные музеи давно действуют в Марий Эл, Чувашии, Удмуртии. А вот у нас в Татарстане такого не было. В 2010 году мы выкупили полгектара земли и построили "Татар авылы".

    Музей, как легко догадаться по названию, воссоздает в миниатюре татарскую деревню столетней давности. Причем к вопросу аутентичности Дамир-абы подошел весьма серьезно - новодела здесь практически не встретишь. Все дома родом из настоящих татарских деревень. Их разбирали буквально по бревнышку, перевозили на новое место и вновь собирали.

    Мельница Салим-бабая

    По двору бродят куры, гуси, индюки и даже парочка павлинов. В загоне скучают коза с козлом - Машка и Пашка и овца Оксана. Имеется в хозяйстве и страус.

    - С чего начинается деревня? - задает гостям вопрос Дамир-абы и тут же на него отвечает: - С родника или ручья. У нас их не было. И тогда мы своими руками выкопали восьмиметровый колодец-журавль.

    Директор музея предлагает неумехам-горожанам попробовать набрать из него воды. Интерактив - непременное условие экскурсий.

    - У нас здесь все разрешается трогать руками. Увидели гармошку, можете играть. Увидели лопату, можете копать, - смеется он. - Один бизнесмен заинтересовался плугом. Захотел на нем пахать. Так мы ему лошадь запрягли. Он остался доволен, еще и денег за это дал.

    Предмет особой гордости - самая старая в Татарстане и, при этом единственная действующая, ветряная мельница.

    - Построена руками женщин и подростков в 1943 году, - рассказывает Дамир-абы. - Мы ее перевезли из Высокогорского района республики. Нашли случайно. Находилась она в полуразваленном состоянии. Когда стали разбирать, к нам подошел старик и спросил, что мы затеяли. Объяснили ему и он заплакал: "Спасибо вам. Еще бы лет пять, и она пропала". Оказалось это последний мельник Салим-бабай.

    В 43-м году ему было 14 лет. Как вспоминал он, при строительстве женщины и подростки никак не могли поднять наверх восьмиметровый деревянный вал весом в 3 тонны. Люди толком не ели, сил не хватало. Позвали на помощь 15 женщин из соседней деревни.

    - Когда они мельницу запустили, то решили вопрос жизни и смерти, - подчеркивает Дамир-бабай - Благодаря ней люди не умерли от голода.

    На этой мельнице получается мука грубого помола - с отрубями. Но сейчас она временно не работает. Ищут мельника, который мог следить ней на постоянной основе. Проверять и смазывать механизмы.

    Секреты татарской печки

    Есть в "Татар авылы" и своя кузница. Директор музея говорит, что постарался сделать примерно такую же, как в своей деревне 50 лет назад. Рядом стойло. Как поясняет Дамир-абы, когда кузнец ковал подкову он время от времени выходил и примерял их лошади.

    Вообще после взятия Казани Иван Грозный запретил татарам иметь свои кузницы, чтобы они не могли сделать себе оружие. Так что, если в русских деревнях кузнец был самым богатым человеком, то в татарских самым бедным - сидел без работы.

    Кроме того, татары не имели право селиться ближе чем на 30 километров от рек, основных дорог и лесов. Не могли они и ездить верхом, только на телеге.

    В музее можно познакомиться с бытом бедного крестьянина. Практически у порога стоит кровать - саке. Особенность ее в том, что утром она превращалась в стол. Постельное белье убиралось и стелилась скатерть. А три сложенных друг на друга подушки - ястык - становились почетным местом для бабушки и дедушки.

    - А еще у татар есть обычай обязательно между ними сажать самого младшего сына или внука, - говорит Дамир-абы. - Это продолжатель рода, самый уважаемый человек в семье уже с малых лет. Он не имел право оставить дом. Вот у нас было шесть братьев. Пятеро разъехались, кто куда. А младший сын остался. Потому что он должен за родителями и бабушкой с дедушкой ухаживать.

    Какой же дом, пусть даже бедный, без печки? У татарской есть несколько отличий от русской. Во-первых, она короче на метр и на ней нет лежанки. Во-вторых, она более узкая, а потому в ней нельзя мыться, как это было принято в старину на Руси. В-третьих, в печку встроен казан. И, наконец, четвертое отличие - специальная ниша, в которой стоял кумган - сосуд для ритуальных омовений мусульман.

    Катык для Пушкина

    А завершается экскурсия в доме зажиточного крестьянина. Он значительно больше бедняцкого и разделен на две половины: женскую и мужскую. У каждой свой отдельный вход. Если гости приходили к мужу, то шли к его дверям. Аналогичная ситуация с гостьями жены.

    Внутри экскурсантов ждал большой стол, ломившийся от татарских национальных угощений. Это эчпочмаки (треугольники), кастыбый (лепешки с картофелем), мясо по-татарски, чак-чак, печеная тыква и, наконец, деревенский катык.

    - Это знаменитый шерданский катык, - похвастался Дамир-абы. - Его ел не только татарский просветитель Каюм Насыри, родившийся в нашей деревне. Им угощали самого
    Александра Сергеевича Пушкина в 1833 году!

    Как известно поэт приезжал в Казань, чтобы собрать материал о пугачевском бунте. Впоследствии он пригодился ему для "Капитанской дочки". Так вот есть предание, что по пути в город Пушкин остановился в Шерданах. Он спросил у ямщика, чем известна деревня, на что тот ответил "катыком". Тогда Александр Сергеевич решил попробовать местное лакомство.

    - Делается он так, - решил поделиться рецептом Дамир-абы. - В казан наливается 15 литров молока. Потом его долго, около полутора суток, томят на огне. Получается 8-9 литров густого молока коричневого цвета. После его наливают в бочонки, добавляют закваску и ставят в теплое место на 8 часов. А затем охлаждают. Есть его надо в течение трех суток. Как отличить подделку от настоящего шерданского катыка? Если деревянная ложка в нем стоит, значит, настоящий.

    Прощаясь, Дамир-абы поделился своими планами. Директор музея мечтает построить дом бая - татарского богача.

    - Хочу, чтобы и гости почувствовали себя баями, переоделись в соответствующие костюмы. Слуга будет ухаживать за ними, самовар ставить, еду приносить, - рассказывает он. - В этом же доме они могли бы и переночевать.

    Недавно Дамиру-абы довелось выступить в Госсовете РТ. Пригласили, чтобы он рассказал о развитии этнотуризма в республики. Здесь он и поведал заодно о своей мечте президенту Татарстана Рустаму Минниханову. Так что надеется на его поддержку.

    - Мы же здесь держимся на энтузиазме, - признается Дамир-абы. - Бизнес на этом музее не сделаешь. Главная наша цель рассказать о татарских традициях. Чтобы люди не забывали о корнях.

    Поделиться