26.10.2016 20:09
    Поделиться

    Уральские банщики раскрыли секреты привлечения клиентов

    В уральской столице примерно 350 оздоровительных центров. Если отсеять входящие в их число солярии и массажные салоны, то останется около 150 бань и саун.

    - Каждый год открывается с десяток таких заведений, но и закрываются несколько - не выдерживают конкуренции. Тем не менее мы наблюдаем прирост на банном рынке, - констатирует главный специалист комитета по организации бытового обслуживания населения администрации Екатеринбурга Юлия Амелина.

    Тепловой удар

    В надежде занять собственную нишу на весьма насыщенном рынке предприниматели предлагают специализированные, порой уникальные услуги. Открываются купальни только для дам, парные для джентльменов, традиционные русские, турецкие, финские бани и даже японские фурако. Порой ассортимент одних только веников переваливает за два десятка. Одним словом, удовольствие на любой вкус и кошелек.

    Последнее в период снижения покупательской способности населения немаловажно. Самую дешевую баню "РГ" обнаружила в Первоуральске - 70 рублей за сеанс. В областном центре супербюджетный вариант - 97 рублей за полуторачасовое посещение. Тарифы на сауну начинаются от 600 рублей (без бассейна), ну а предела, как известно, нет.

    Но даже при таком разбросе цен и разнообразии предложений практически все руководители банных комплексов, с которыми нам удалось пообщаться, признались, что бывали периоды, когда ни о каком развитии речи уже не идет - только о выживании. Хотя причины для пессимизма у всех разные.

    - Количество клиентов по сравнению с аналогичными периодами двух предыдущих лет снизилось процентов на 30. При этом стоимость коммунальных услуг, как вы знаете, повышается каждое полугодие на 15 процентов. Вот в чем наш кризис, - говорит Любовь Коковихина, директор бани в Среднеуральске.

    В период масштабной перестройки клиентов баня, конечно, подрастеряла, но экономическая выгода от модернизации уже в первые полгода превысила 990 тысяч рублей

    Нынешнее необычайно жаркое лето нанесло этому бизнесу серьезный удар: ну кто пойдет в парную, когда на улице парилка? Обычное сезонное снижение спроса еще минимум на 50 процентов традиционно для мая-сентября. Поэтому наступления холодов банные комплексы ждали с особым нетерпением. Однако, как правило, невозможно высчитать то заветное количество клиентов, которые должны прийти помыться, чтобы предприниматель перестал переживать за судьбу своего предприятия.

    - Порой одна компания за вечер может оставить более значительную сумму, чем одиночные клиенты в течение всей недели - все зависит от набора заказываемых услуг, - поведал Константин Мочалов, управляющий банным комплексом в Екатеринбурге. - Дополнительные услуги - массаж, маникюр, спа-процедуры, кафе - есть практически везде. Но нужно понимать, что новому специалисту придется месяца три просто платить зарплату и ждать, когда бизнес начнет приносить прибыль: нужно время, чтобы посетители узнали о новинке, заинтересовались и захотели попробовать.

    Веник с секретом

    Процентов 20 екатеринбургских бань и саун имеют в своем штате не только администраторов и уборщиков, но и очень специфичных мастеров - профессиональных парильщиков. Оказывается, такие специалисты на вес золота: по словам представителя Международной банной федерации по Уральскому региону Николая Стихина, заработать, махая веником в парной, реально даже 200 тысяч рублей в месяц. Но при этом совершенствоваться можно всю жизнь.

    Недавно в Екатеринбурге прошел чемпионат профмастерства парильщиков. Вячеслав Спиридонов, ныне сам судья таких соревнований, а некогда обладатель диплома "За лучшую технику парения", признался: несмотря на 20-летний опыт и негласный титул "банного кудесника", и сейчас высмотрел несколько новых приемов, которые планирует применять на практике. Ведь необходимо каждый раз добиваться эффекта "возрождения", чтобы человеку хотелось вновь обратиться к услугам профессионального парильщика.

    К слову, настоящий банщик никогда не станет заваривать веник крутым кипятком, иначе все полезные вещества уйдут из листьев в воду. Не будет и хлестать поясницу - слишком велик риск навредить здоровью. А в идеале, если есть такая возможность, посоветуется о технике парения с доктором, ведь, как уверяют специалисты, даже искривление позвоночника (не говоря о мигренях и простудных заболеваниях) можно вылечить в парной.

    Со своим паром

    К сожалению, качественные преобразования - не самый быстрый способ заманить клиентов. Но есть и другие, более простые, но проверенные. Так, Константин Мочалов рассказал, что в борьбе с нынешним кризисом пришлось процентов на 30-35 снизить цены на посещение банного комплекса. А в Среднеуральске решили ввести несколько видов абонементов: на месяц или три, либо на фиксированное количество посещений.

    - Экономия для владельца абонемента составляет от 20 до 40 процентов, - поясняет Любовь Коковихина. - К тому же мы перестали ограничивать клиентов по времени посещения: купил билет (или пришел по абонементу) - парься хоть весь день, пока не надоест. Пытаемся привлечь и удержать посетителей подарками, проводим различные акции: например, целую неделю к Дню пожилого человека всем клиентам-пенсионерам давали купон на разовое бесплатное посещение.

    В то же время опыт показывает: свердловские бани готовы и на более радикальные перемены. Так, один из комплексов, который работает в уральской столице свыше 80 лет и уже в XXI веке трижды признавался лучшей баней России, столкнулся, казалось бы, с неразрешимой проблемой. Предприятие, которое много лет предоставляло бане доступ к централизованному паропроводу, решило отказаться от такого бизнеса, и трубу отрезали. Собственной котельной у бани не было, до ближайшей ТЭЦ - три километра, тем не менее приходилось покупать пар там, переплачивая за потери.

    - Мы решились на пилотный проект в области энергосбережения - полностью за счет предприятия, хотя и были на грани закрытия, - рассказывает директор Ольга Борисова. - Работать с паром намного сложнее, чем с любыми другими теплоносителями. Да и хороших инженеров-теплотехников не так много. Нам пришлось ввести дополнительные мощности и установить собственный энергоисточник. Но это лишь полдела: под него нужно было подстраивать все остальное оборудование, реконструировать парные.

    В период масштабной перестройки клиентов, конечно, подрастеряли, потому что на период пусконаладочных работ приходилось закрывать залы. Тем не менее экономическая выгода от проведенной модернизации уже в первые полгода превысила 990 тысяч рублей. По словам директора, ситуация нормализуется, посетители возвращаются в обновленные парные, в ноябре здесь ожидают аншлаг.

    Кстати, еще один проверенный способ снижения убытков - сдавать свободные помещения в аренду. Лучше под фитнес-центр или косметологический кабинет, тогда сотрудничество будет выгодно обеим сторонам.

    Поделиться