До 13 ноября в культурную столицу Европы 2016 года - Вроцлав - свои новые постановки привезут лидеры современной европейской сцены. Теодорос Терзопулос, Кристиан Люпа, Тадаши Судзуки, Эймунтас Някрошюс, Робер Уилсон, Ромео Кастеллуччи, Ян Фабр, Эудженио Барба, Хайнер Геббельс, Пиппо Дельбоно… Театральная эйфория возникает уже от одного перечисления этих имен, а участников олимпиады ждут не только спектакли, но и ежедневные мастер-классы режиссеров, образовательные семинары, уникальные выставки, кинопоказы… Завершать один из самых престижных международных театральных форумов будет Питер Брук, а в самых первых строках олимпийской афиши стоит фамилия российского режиссера Валерия Фокина. Единственный из России, нашу страну представляет санкт-петербургский Александринский театр, который пригласил польскую публику в Оперный театр Вроцлава на "Маскарад. Вспоминания будущего".
Это первый опыт выезда прославленного спектакля за границу (семьдесят артистов, 360 костюмов, шесть трейлеров декораций), и это масштабное путешествие не только в пространстве, но и во времени: Валерий Фокин при постановке совершил детальную реконструкцию отдельных сцен "Маскарада" Всеволода Мейерхольда 1917 года - самого дорогого и последнего спектакля царской России. И - случай уникальный - добился от актеров специфического дореволюционного интонирования и сценического существования.
В Польше это было оценено очень высоко; после каждого представления зал устраивал петербургским артистам овацию стоя, многие стремились попасть на спектакль дважды. Чтобы сравнить двух актеров в роли Евгения Арбенина: Петра Семака и Дмитрия Лысенкова, еще раз насладиться игрой Николая Мартона (Неизвестного) и Елены Вожакиной (Нины), и своими глазами столько раз, сколько это возможно увидеть стиль работы Валерия Фокина. Режиссера в Польше очень известного и любимого - ведь он поставил здесь, в польских театрах, десятки спектаклей по русской классике, преподавал в высшей Краковской театральной школе, был награжден орденом "Глория Артис" - высшей государственной наградой Польши в области литературы и искусства и званием заслуженного деятеля искусств Польши…
"В "Маскараде" надо было найти, чтобы шла тонкая игра, чтобы чувствовалась культура стиха, музыкальность, и в то же время - что это все по-настоящему, - рассказывал художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин "Российской газете". - Артистам было сложно. Но в абсолютно точной воспроизведенной декорации Головина, с тем же музыкальным рядом композитора Глазунова иначе было нельзя. Не получилось бы. Реконструкция, так реконструкция. Актеры тогда по-другому говорили - они вещали.
А у нас все в простоте изъясняются. На сцене разговаривают иногда, как в сериалах… А там манера была совершенно другая. У Юрия Михайловича Юрьева, выдающегося артиста Александринки, например, вся партитура роли Арбенина была размечена карандашом. Где повышение, где пауза. Мы это старались воспроизвести. Я хотел сделать спектакль максимально достоверным - по свету, по декорациям, по звуку. Как будто мы погрузились в тот театр. Впечатление странное и неожиданное: сегодня так не играют, так не ставят, и так не говорят. Это те котурны, против которых мы восставали и уничтожали такую манеру много лет. Я сам принимал в этом участие. Помню, когда был молодой, в "Современнике" мы все время говорили артистам: конкретнее, говорите проще, хватит петь, не надо. Олег Николаевич Ефремов, царствие ему небесное, все время это повторял, и Галина Борисовна Волчек, и я, да мы все. И мы добились этой нормальной речи.
А была школа совершенно фантастического звучания, другой постановки голоса. По-другому мизансценировали. Такой культуры теперь нет. И не так просто было ее сегодня воспроизвести.
Но это было жутко интересно. Ощущение, что ты зашел куда-то в другой век. Нам помогали голоса прошлого. Монологи Юрьева - Арбенина. Проходил конкурс. Мне хотелось, чтобы его голос вдруг слился и был подхвачен голосом современного артиста, и перешел в живую жизнь. А между этими сценами был современный вход в материал... Самое сложное, тогда ведь не только вещали интонационно, они же все это проживали. Мейерхольд этого добивался, писал, что за яркой формой обязательно должны скрываться настоящие страсти. И когда, опять же, читаешь заметки Юрьева о роли, с одной стороны, размечена партитура, а с другой он четко, прямо по Станиславскому пишет про обстоятельства роли: что проживает Арбенин в этот момент, как он относится к Нине. Что для него эта Нина - как последний шанс в жизни измениться…"
Надо отметить, что шанс если не измениться, то узнать что-то новое о русском театре вообще, Мейерхольде в частности и Валерии Фокине в особенности, с приездом Александринки в польской театральной среде использовался по максимуму. На мастер-классы Валерия Фокина организаторам с польской стороны при составлении списков участников даже пришлось проводить отдельный творческий конкурс среди молодых режиссеров - так велико было количество желающих.
Справка "РГ"
Театральная олимпиада проходит в разных городах мира. Первая состоялась в 1995 году в центре древнегреческой цивилизации - городе Дельфы, в дальнейшем театральный симпозиум проводился через промежутки времени в таких городах, как Сидзуока (1999), Москва (2001), Стамбул (2006), Сеул (2010) и Пекин (2014). В 2018 году Театральную олимпиаду примет Индия.
Во Вроцлаве - культурной столице Европы 2016 года - олимпийские театральные площадки разбросаны по всему городу. Всего их более сорока - театры, маленькие студии и даже старая пекарня и недействующая заброшенная железнодорожная станция.
Центр фестиваля в Польше - Институт имени Ежи Гротовского. Режиссер-реформатор, стоящий в одном ряду со Станиславским и Мейерхольдом, отстаивал принцип: театр - это священнодействие. А его фраза "Мир как место правды" стала девизом смотра.
1976 год - В.Розов "Четыре капли" (Театр им. Кохановского, г. Ополе)
1978 - А.Вампилов "Старший сын" (Театр им. Кохановского, г. Ополе)
1980 - Н.Гоголь "Ревизор" (Театр им.Ст. Ярача, г. Лодзь)
1991 - Н.Гоголь "Женитьба" (Театр им. Ст. Ярача, г.Лодзь)
1992 - В.Набоков "Приглашение на казнь" телеспектакль (TV-центр, г. Лодзь)
1993 - Н.Гоголь "Мертвые души" (Театр им.Ю.Словацкого, г. Краков)
1993 - М.Горький "Васса Железнова" (Высшая актерская школа, г. Краков)
1993 - Ф.Достоевский "Бобок" (Театр им.Ю.Словацкого, г. Краков)
1994 - А.Островский "Наш человек" (Театр им.Ю.Словацкого, г. Краков)
1998 - А.Островский "Наш человек" (по пьесе "На всякого мудреца довольно простоты") (Театр Польский, г. Вроцлав)
2001 - А.Чехов "Свадьба" (Театр им. Ст. Ярача, г. Лодзь)