За прошедший год благодаря усилиям государства в российской инновационной среде произошли позитивные изменения. Улучшились позиции России в рейтингах "Global Innovation Index" (рост с 48-го до 43-го места) и "Global Competitiveness Index" (с 45-го до 43-го места), сократилось отставание России от стран-лидеров инноваций по 12 из 41 показателя.
По мнению исследователей, главным источником для быстрого развития инноваций в нашей стране должны стать крупные российские компании. Их доля в России составляет 79 процентов против 42 процентов в других сопоставимых странах.
Главная проблема состоит в том, что крупные компании внедряют инновации с большим трудом, а если внедряют, то выбирают зарубежные разработки. "В РФ работают меры поддержки инноваций, развиваются технопарки и кластеры, даются налоговые льготы и другие послабления. Но зачастую бизнесу выгоднее использовать иностранные инновации и концентрироваться на более привычных направлениях", - отметил эксперт Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Роман Терехин.
Так, например, по оценке РВК, в автопроме в 2000 году 95 процентов из всех продающихся на внутреннем рынке РФ автомобилей, были российскими, тогда как сегодня это около 20 процентов. Аналогичная ситуация в авиастроении. Если в 2000 году парк крупнейшего авиаперевозчика страны состоял на 75 процентов из российских самолетов, сегодня этот показатель составляет от 9 до 11 процентов.
Но не все так плохо. Эксперты считают, что возможности для инновационного рывка есть. "Необходимо вовлечь крупный бизнес во взаимодействие с инновационным сегментом, - заметил исполняющий обязанности генерального директора РВК Евгений Кузнецов. - Сейчас стартап не может найти свое место в закупках крупных российских компаний и вынужден уезжать в другие страны". По мнению авторов доклада, чтобы решить эту проблему нужно сделать так, чтобы наши крупные компании получали реальный эффект от работы со стартапами.
"Инновации уже активно применяются в химико-фармацевтической, радиоэлектронной, космической, в производстве офисного оборудования и вычислительной техники, - заметил Роман Терехин. - А вот в нефтегазовом и автомобильном секторах и информационных технологий мы отстаём". Правда и в этих секторах уже есть примеры удачных проектов. В нефтегазовом секторе отмечаются инновационные разработки "Татнефти", в автопроме - проект Lada Connect, и в самолетостроении - SSJ-100.
Сейчас в России примерно 7-9 процентов крупных компаний занимаются инновационной деятельностью, для стран Восточной Европы этот показатель равен 20-30 процентов, а для Западной Европы - минимум 40-50 процентов. Разработчики доклада предложили ввести меры, которые стимулируют инновационную активность крупного бизнеса.
Проект Национального доклада обсудит экспертное сообщество, потом документ направят в Правительство РФ.