Уведомление о разработке такого документа опубликовано на портале проектов нормативных и правовых актов. Если предложение будет одобрено, то измерять температуру тела на борту авиалайнера с помощью устаревших градусников станет нельзя уже с января 2017 года.
Ртуть очень ядовитое вещество и его, как и другие опасные материалы, нельзя проносить на борт самолета, уверены авторы проекта. Раньше для ртутных термометров было сделано исключение, так как аналогов таких медицинских приборов не существовало. Но теперь, с появлением десятков самых разнообразных электронных градусников, их ртутные "предшественники" могут впервые попасть в список запрещенных предметов.
Сейчас, напомним, при входе в чистую зону аэропорта пассажирам приходится расставаться с флаконами и пузырьками с жидкостью объемом больше 100 миллилитров, пилочками и ножницами, карманными ножами, а также с радиоактивными и окисляющимися веществами. Могут не пропустить детские игрушки и сувениры, имитирующие оружие.
В медицинских аптечках, которые в обязательном порядке должны быть на борту самолета каждой авиакомпании, уже заменили стеклянные градусники на современные модели, подтвердил в беседе с "РГ" президент профсоюза летного состава России Мирослав Бойчук.
Ртутный градусник самый точный прибор для измерения температуры тела, а электронные приборы определяют температуру тела буквально за секунды. Но ради безопасности пассажиров с неточностью в несколько десятых можно и смириться, считает собеседник "РГ". Зачем проносить потенциальную опасность на борт, где находится несколько сотен людей, задается вопросом Бойчук. Пары двух граммов ртути способны отравить шесть тысяч кубометров воздуха. Частично воздух поступает в салон самолета снаружи, но проветрить его, чтобы ртуть испарилась, не получится.
Система вентиляции просто не предназначена для того, чтобы обеззараживать воздух от токсичных веществ, подтверждает главный редактор отраслевого портала Avia.ru Роман Гусаров. Учитывая эти риски, эксперт одобрил инициативу минтранса.
Кроме высокого риска для здоровья пассажиров, авиакомпания может понести довольно большие убытки. Мало того, что удаление и нейтрализация ртути (так называемая демеркуризация) довольно дорогой процесс, но он еще и довольно длительный, так как надо проверить каждый прибор самолета, обследовать все уголки, в том числе вентиляцию. И пока борт простаивает без дела, может нарушиться расписание полетов у небольших авиакомпаний.
Хотя, по утверждению Мирослава Бойчука, в его летной практике был только один случай, когда проводили демеркуризацию самолета еще во времена СССР, и это действительно заняло очень много времени.