Поделиться

    Обвиняемая Мата Хари оказалась самой достойной участницей суда 1917 года

    Казнь Маргареты Гертруды Зелле как зеркало фальшивой цивилизации
    Случайно вдруг попались на глаза недавно фотографии. Расстреливают женщину. Маленькую. Красивую. В Интернете найти их нетрудно. В газете напечатать нельзя: британские правообладатели не позволяют. Увы. На старых фото группа лиц "при исполнении". Лица мутные, а кажутся такими знакомыми. Все то же общество спектаклей, те же актеры. Времена текут, но мало что меняется.

    * * *

    На фотографиях октябрь 1917 года. Дата сама по себе интересная. Мир кругом колобродит. А тут парижский пригород Венсен. Группа торжественных мужчин на празднике расстрела. Собрались, чтобы прикончить маленькую красивую женщину.

    Все элегантно. Был закрытый суд. Согласно приговору она истребила несколько французских боевых дивизий. Двойная шпионка - страшное дело! Казнив ее, фактически спасали мир и евроценности цивилизации. Расстрел под сладким соусом борьбы за идеалы правильного человечества. Дело ясное! Но... отчего все скрыли под замок на целых сто лет?

    Дело должны открыть через год: 15 октября 2017 года. Обычная процедура сохранения гостайн? Но было в той расправе что-то некрофильское. Во что такое вляпалась бедняжка Маргарета Гертруда Зелле, она же Мата Хари?

    * * *

    Изящный суд после расстрела не позволил похоронить ее по-человечески. Родственники (больная дочь в Голландии, в условиях войны) не востребовали, а "просто знакомым" было не велено.

    Уже после смерти над ней надругались с удивительным восторгом и сладострастием. Труп красивой маленькой женщины отдали (на растерзание?) в парижский Анатомический музей. Голову зачем-то отделили от тела и забальзамировали. В 2000 (!) году хватились вдруг: а голова-то куда-то исчезла. Куда делись останки тела, тоже неизвестно. Так-то ее за что?

    * * *

    По следам той казни скоро стали появляться фильмы. Мелодрамы. Мюзиклы. Порнушки. Волоокая голландская девушка Мата Хари - знойная злодейка, корыстная куртизанка, похотливая дурочка. Этим удовлетворилось все общественное знание о ней с тех пор до наших дней. Героиня мюзикла - и всем удобно. Отчего?

    Дебри ее биографии жуткие совершенно. В детстве катастрофы семейные, жила то у крестного, то у дяди. Потом военный муж, оказавшийся отпетым негодяем. Букеты человеческих подлостей. Потом смерть сына и неизлечимая болезнь дочери. И неожиданная вдруг, кажется, и ей самой, карьера танцовщицы и рассказчицы придуманных восточных сказок. Сквозь это все она продиралась с редким достоинством.

    Не парадоксально ли говорить о достоинстве куртизанки? Она же обожала покорять. И высшие чины по всей Европе соревновались за ее благосклонность. Свела с ума французского военного министра, руководство французского МИДа, голландского премьер-министра, немецкого кронпринца, шефов немецкой и французской разведок. Велик сей длинный выводок, сей поезд журавлиный.

    Ей шептали - она одна на свете может покорить сердца персон - хранителей немыслимых тайн. Ну, глупая, конечно, но женщине, над которой жизнь поизмывалась, это было так лестно. И в обвинениях суда ей слышались комплименты: красота ее превращает самых дерзких воинов в воркующих селадонов, готовых на что угодно!

    Судя по обрывочным воспоминаниям свидетелей закрытого судебного процесса, она настолько поверила в эти легенды о ее особенных талантах, что не могла и мысли допустить, что приговор суда спишет на нее оптом сразу несколько побитых дивизий, все беды французской армии, бестолковость генералов, ловкость рук госчинов и самого Пуанкаре (президента французского). Да что там, все грехи человечества.

    Вчера все поэтически мечтали о ней. Теперь клеймили поэтически, как по шпаргалке. Обвинитель, полковник Морне: "Эти презренные и кровожадные существа, эти отверженные, которые готовят кровавую расправу в темноте и пользуются своей красотой, чтобы содействовать разрушительной работе наших врагов, заслуживают лишь смерти!".

    Да отчего ж такая перемена? Доверимся авторитетному мнению Ефима Черняка, автора книги "Пять столетий тайной войны": опасность огласки связей Маты Хари с верхушкой французской военной и политической элиты не могла не повлиять на вынесение ей смертного приговора.

    "Глупым экспансивным созданием" назвал ее подполковник британской и голландской контрразведок Орест Пинто. Ну да, для матерой шпионки она вела себя фантастически глупо.

    * * *

    Ее арестовали 13 февраля 1917 года. За шпионаж в пользу противника в военное время. Приговорили 24 июня.

    На суде свидетель, французский посол при королевском дворе страны-союзницы, уверял: за время, что провел с Матой Хари, они ни разу не произнесли ни слова о войне. Обвинитель потрясен: "Невероятно! Два человека вместе за три дня не вспомнили о кошмаре, который преследует нас!" Бедный, бедный обвинитель.

    Что делала на фронте, в полевом госпитале в Виттеле? Ухаживала за ослепшим русским ротмистром Маровым. "Помогая несчастному, которого любила, искупала грехи разгульной жизни". - "А деньги от шефа немецкой разведки?" - "Но он платил мне за другое!"

    Фактов не хватало. Обвинитель доказывал ее вину логически.

    Суд совещался 10 минут.

    Помиловать? Президент Пуанкаре был неумолим. Ей предлагали объявить о беременности, чтобы отсрочить казнь. "Вы предлагаете мне врать?!"

    И утром перед казнью: "Мне даже не дадут позавтракать?!" Мата пишет три письма. Дочери, некоему французскому высшему чину и русскому ротмистру Марову. Просит адвоката не перепутать, отправляя письма дочери и любовнику.

    * * *

    Ее расстрел запечатлели. Фотограф целился. Сначала метров со ста. 12 добротных затылков расстрельной команды в десяти шагах от нее. Слева от них офицер батальона зуавов. Правее штатские соучастники торжества справедливости. Пли.

    Есть кадр поближе. Она отказалась от повязки на глаза. Брезгливо отмахнулась, чтоб не привязывали. Легкий поясок от столба вокруг талии, и все. Потом мусью мечтательно нашепчут, будто Мата стояла в плащике на голое тело и посылала им поцелуи. На фото перед мутными мусью с торчащими стволами она изящная, с подчеркнуто поднятой головой. Строгое темно-синее платье. Кокетливая треуголка - стильное милитари.

    В нее попало 11 пуль. Из 12. Фотограф выбирает ракурс. Унтер-офицер позирует: контрольный выстрел. Стреляет сухо, будто кашляет.

    Гости теснятся. В глазах бетховенские оды потаенной радости. Губки зигзагом сурьезности, прячут улыбки. Доктор запомнил капитана Бушардона: "Улыбался, как Мефистофель". После расстрела маленький парад. "Под громкие звуки горна войска проходят перед трупом". Война окончена, ура. Они победили.

    Победу омрачал 12-й солдат. "Мне пришлось, - расскажет доктор, - положить его, потерявшего сознание, на траву". То ли промахнулся. То ли не выстрелил.

    * * *

    Сюжет как сгусток лжи, двуличия и лицемерия. И Дидерот им в рот, и Монтескьё-моё.

    Через год всплывут подробности. Мир содрогнется? Ой. Вы эти лица видели?

    Может, 12-й солдат последняя надежда человечества?

    Кстати

    Кем придуманы две "русские Маты Хари"

    1 Русскую певицу Надежду Плевицкую в 1937 году в Париже обвинили в похищении генерала-эмигранта Евгения Миллера и связях с советской разведкой.

    То есть, возможно, к похищению причастен ее муж, бывший корниловский офицер Николай Скоблин. Но доказать ничего толком не могли - не нашли ни Миллера, ни Скоблина. А Плевицкая - вот она.

    Певица, которую Николай II называл своим "курским соловьем", давала концерты в пользу голодающих советских детей и не скрывала, что хотела бы вернуться на родину.

    Французы приговорили русскую певицу, вина которой осталась туманной и недоказанной, неадекватно жестоко: 20 лет каторги.

    Через три года, когда французы сдали Париж немцам, Плевицкая при загадочных обстоятельствах скончалась в женской тюрьме в Ренне. Гестапо почему-то эксгумировало труп певицы для какого-то химического анализа. После чего "русскую Мату Хари" закопали вновь, в общей безы-мянной могиле.

    2 Русскую балерину Марину Губонину обвинили в том, что с ее помощью немецкая армия разгромила англичан и захватила в 1940 году Норвегию. Собственно, этот миф родился в воображении норвежской писательницы Анне Лене Ли, издавшей свой роман "Гитлеровский шпион на норвежских пуантах". А в начале 2000-х британская разведслужба MI5 рассекретила свое досье на Губонину. Газеты радостно подхватили: "видимо", "наверняка" и "можно предположить", что она "русская Мата Хари". Балерина, рассказали европейские газеты, как пить дать работала на Гитлера, и вполне может быть, и на Сталина.

    Балерина якобы "проникла в штаб англо-французских войск, выкрала план предстоящей атаки союзников". В результате немцы англичан разбили, Норвегия капитулировала, а премьер Великобритании Чемберлен ушел в отставку.

    Волшебная сила искусства! Губониной кроме как в беллетристике обвинений никто не предъявлял.

    Однако до самой ее смерти в 1976 году английские спецслужбы продолжали присматривать за могущественной балериной - мало ли чью армию она еще разгромит.

    Поделиться