27.10.2016 17:42
    Поделиться

    Продюсер Ребекка О’Брайан рассказала о фильме "Я, Дэниел Блэйк"

    В Москве открылся XVII фестиваль "Новое британское кино", который проходит с 26 октября по 6 ноября. Организованный Британским Советом в России и Арт-объединением CoolConnections киносмотр помимо столицы проводится еще в 19 городах России. В Москве же фестиваль открылся новым фильмом Кена Лоуча "Я, Дэниел Блэйк", который получил в этом году "Золотую пальмовую ветвь" Каннского кинофестиваля, а также - приз зрительских симпатий на Международном кинофестивале в Локарно. "В дополнение" к фильму художественному на фестивале покажут новейшее документальное исследование Луиз Осмонд "Кен Лоуч: Жизнь и фильмы" о карьере режиссера.

    На российскую премьеру фильма "Я, Дэниел Блэйк" приехал его сценарист Пол Лаверти. Он также проведет мастер-класс на тему "Сценарий на миллион: как создаются шедевры". Однако незадолго до того, как картина появилась в России, обозреватель "РГ" побеседовала с продюсером Ребеккой О’Брайан - давней партнершей Кена Лоуча - вместе с ним и Полом Лаверти она работала над такими фильмами, как "Доля Ангелов", "Ветер, который качает вереск", "В поисках Эрика" и другими.

    Ребекка, почему вы представили фильм "Я, Дэниел Блэйк" именно на Каннском кинофестивале?

    Ребекка О’Брайан: Мы окончили его к Каннскому кинофестивалю, с которым у нас долгая история взаимоотношений. Он - один из крупнейших и дает много возможностей, в частности охватить более широкую аудиторию и завоевать рынок на другом уровне.

    Конечно же, никакой фильм никогда не делается специально "под фестиваль". Когда мы начинали, наш фильм был небольшим, и мы не рассчитывали, что он будет показан на крупных фестивалях. Но как только появилась такая возможность, как говорится, фильм был сделан в правильное время, мы сразу же его подали. Потому что имя Кена Лоуча, конечно, известно, но это вовсе не гарантия того, что фильм будет продаваем.

    Как вы планировали дальнейшую судьбу фильма, после Канн?

    Ребекка О’Брайан: Мы организовали довольно жесткое расписание для фильма осенью, поскольку мы его планируем продать во многие страны, и некоторые сделки уже заключены. В октябре - ноябре фильм представляется в Великобритании, Франции, Германии. В Венецию мы его не посылали, поскольку там условие - в конкурсе должна быть мировая премьера картины, а мы ее уже показывали. И мы постараемся выдвинуть фильм на "Оскар".

    Что касается российского проката фильма, не хотел ли сам Кен Лоуч приехать к нам представить кино?

    Ребекка О’Брайан: Картина у вас выходит 27 октября. Кен Лоуч, к сожалению, не смог приехать - все-таки он уже в возрасте. Он был в Каннах в этом году, и эта поездка отняла у него много сил. Но, поскольку картина участвует в кинофестивале в России, то ее представит наш сценарист Пол Лаверти.

    Мне интересно ваше мнение как продюсера, что больше повлияло на победу картины в Каннах - ее качество, то, как она сделана, или то, что в ней поднята важная тема бюрократии, которая "задевает" всю Европу и не только.

    Ребекка О’Брайан: Кен Лоуч - опытный режиссер с мировым именем - это уже и есть гарантия качества. Его имя - это бренд. По поводу темы - да, она реверберируется со многим, что происходит в обществе. Многие люди ассоциируют себя или своих друзей с таким человеком как Дэниел Блэйк, да и с другими героями фильма. И, как сказал один из членов Каннского жюри, этот фильм - он неприкрыт. То есть настолько открыт и легок, что обнажает многие проблемы. И поэтому воспринимается также легко. На самом деле - фильм же простой, очень простой.

    Вы много лет работаете с Кеном Лоучем и Полом Лаверти. Это тяжело так долго держаться командой?

    Ребекка О’Брайан: Мы с Кеном Лоучем помимо того, что коллеги, - добрые друзья уже много лет, поэтому нам легко и приятно работается вместе. В сотрудничестве с Полом Лаверти мы работаем, как слаженное трио, и это - наш опробованный метод создания фильмов, потому что мы хорошо знаем достоинства и недостатки друг друга. И как только появляется новая история, считай, полдела уже сделано. Не нужно обсуждать многие детали и условия, которые возникают, когда группа только притирается. Мы уже 30 лет вместе! И нам все еще не скучно. Для меня - огромное удовольствие работать в этой команде.

    Как долго вы подбирали актера на главную роль?

    Ребекка О’Брайан: Когда доходит дело до кастинга, мы очень открыты. Конечно, есть люди, которых мы видим на главных ролях, но мы на них не зацикливаемся и готовы принять и других в нашу команду. Например, для фильма "Я, Дэниел Блэйк" на две главные роли мы подобрали людей извне. Главный герой - Дэйв Джонс - он стендап комик. Не актер! И когда мы его приглашали, то и рассчитывали на то, что у него - правильное ощущение времени, что он будет знать, как и когда играть, поскольку у стендап комиков это очень хорошо получается.

    Я читала, что на одном из своих мастер-классов вы говорили примерно следующее: когда работаешь с режиссером, нужно ему озвучить какую-то мысль, проходит два дня, и он приходит с ней, как со своей собственной. С Кеном Лоучем у вас также получается?

    Ребекка О’Брайан Да. Иногда (смеется). Очень хороший прием на самом деле.

     

    А это не обидно? Вся слава режиссеру, а продюсер?

    Ребекка О’Брайан: Я усвоила этот урок очень рано - что наибольшее внимание общественности приковано к режиссеру. Но считаю, что для продюсера - это неважно быть известным. Потому что продюсер - тот человек, который собирает людей вместе и заставляет всю "машину" работать. И я пришла в кинематограф не для того, чтоб быть известной (быть знаменитым - это очень тяжелое бремя), а для того, чтобы делать фильмы. И это то, что меня интересует в первую очередь.

    Вы также говорили, что у вас на всех фильмах - не менее 10 источников финансирования. Это много или мало? И что вам больше по душе - работать с государственными инвестициями или с частными?

    Ребекка О’Брайан: Когда звучат подобные фразы о финансировании, все кажется очень сложным. Но с годами я научилась работать со все большим количеством источников. Начинаем обычно с трех-четырех. С государственными деньгами работать сложнее - потому что вместе с ними приходит классическая бюрократия. Но и с частными источниками не меньше хлопот, потому что и с ними много волокиты. Поэтому поиск денег - это необходимое зло, но мне гораздо больше нравится их тратить уже в процессе подготовки фильма.

    Ваша фраза, что для своих фильмов вы как мама. Можно сказать, что "Я, Дэниел Блэйк" - сейчас ваш любимый ребенок?

    Ребекка О’Брайан: У матери не может быть любимого ребенка. В каждом фильме я училась чему-то новому, и с каждым связаны особые воспоминания. Поэтому я их не разделяю - каждый был особенным опытом. Картина "Я, Дэниел Блэйк" для меня большой повод для гордости. И каждый раз, когда я вижу, как на нее реагирует аудитория - чувствую удовольствие. Причем не только от реакции, но и от самого просмотра. Я вижу, что фильм работает - вот что главное.

    А над каким новым проектом работаете вы?

    Ребекка О’Брайан: Сотрудничаю с французскими партнерами на картиной "Тебя на самом деле никогда здесь не было". Я там скорее как второй пилот - помогаю найти британские деньги для реализации фильма. А в нашей компании два небольших проекта в стадии разработки. Мы думаем над новым фильмом с Кеном Лоучем, но ничего конкретного пока нет. Готова картина Пита Трэвиса "Слабоосвещенный город" - думаем об ее продвижении. И мы сняли с Луизой Осмонд документальный фильм о Кене Лоуче. Всем советую посмотреть, как только он появится в прокате. Но пока - осенью - мы его показываем на фестивалях - предложения есть.

    О чем фильм

    Картина "Я, Дэниел Блэйк" сделана в копродукции Великобританией, Францией и Бельгией в 2016 году. В ролях: Дэйв Джонс, Хэйли Сквайерс, Шэрон Перси, Брианна Шэнн, Дилан МакКирнан. Дэниeл Блэйк - 59-летний плотник, перенесший сердечный приступ прямо на работе. Ему положены льготы, но чтобы их получить, ему придется столкнуться с британскими бюрократами. Пытаясь добиться правды в социальных службах, Дэниeл знакомится с Кэти - молодой матерью, в одиночку воспитывающей двоих детей. Она пытается добиться получения льготного жилья.

    Что еще можно посмотреть на XVII фестивале "Новое британское кино"

    Лауреат "Оскара" Азиф Кападия - с исторической драмой "Али и Нино", автор "Голгофы" Джон Майкл МакДона - с черной комедией "Война против всех". Романтическое кино про любовь и дружбу ("Покидая Блэкпул", "Фантастическая любовь и где ее найти") - на фестивале чередуется с триллерами ("Туманные отношения") и остросюжетным историческим кино ("Операция "Антропоид"").

    Перспективные дебютанты представлены, троицей режиссеров-женщин. Их картины - "Ни пуха, ни праха" Шанайи Баттон, "Наводнение" Хоуп Диксон Лич и "Навыки взрослой жизни" Рэйчел Тьюннард.

    В документальном кино стоит обратить внимание на дилогию про двух легендарных Бобби: футболиста, чемпиона мира Бобби Мура ("Бобби") и североирландского активиста Бобби Сэндса ("66 дней Бобби Сэндса").

    Все фильмы демонстрируются на английском языке с русскими субтитрами.

    Гости фестиваля в этом году, помимо сценариста Пола Лаверти, актер Брайан Кокс и режиссера, сценарист и монтажер Рэйчел Тьюннард.

    Поделиться