В Воронеже рассказали, как поймать удачу за хвост

Хорошую примету "подарил" воронежским театралам народный артист России Александр Тарасенко. Видишь белую лошадь - беги, кричи "чур, мое счастье!" и загадывай желание… непременно сбудется! В его недописанной книге - она так и называется, "Чур, мое счастье!" - вообще примечено немало: запах и шершавость времени, хрупкие миражи снов, смешные мелочи быта, за которыми угадывается эпоха.

Александр Георгиевич ушел из жизни год назад. На гастролях в Санкт-Петербурге. На днях, 23 октября, ему исполнилось бы 75. Неслучившийся юбилей в Камерном театре, где Тарасенко сыграл свои лучшие роли последних лет, отметили чтением фрагментов из его документального романа.

- Те, кто дружил и работал с Александром Георгиевичем, знали, что он работал над неким романом. После его смерти мы попросили рукопись у родственников актера - там оказались отдельные главы, фрагменты, написанные в разные годы в разном стиле и объединенные одной линией. Линией жизни автора. И мы решили, не следуя этой линии досконально, прочитать неопубликованные главы в память о коллеге, - пояснил худрук Камерного Михаил Бычков.

Будущий любимец публики родился в семье актеров Харьковского драмтеатра… в вагоне поезда. Ехали в эвакуацию. Полуголодное детство, полное не заменимых никакими яствами радостей. В мемуарах "вкусно" рассказано, как мастерили новогодние игрушки, играли в войну, как Саша, совсем еще крохой, дал свой первый концерт на перроне - выдав частушки и "яблочко" под гармонь. Первым гонораром было, конечно, что-то съестное. Потом - Львов с его фонарщиками и трубочистами, чудесные школьные годы и занятия музыкой в Москве, знакомство "вундеркиндера" с Давидом Ойстрахом. Тихий домашний рай с любимой Ларисой.

В зрелые годы Тарасенко увлекся изучением родословной, собрал сведения о знаменитых родственниках - писателях Александре Навроцком (автор песни "Есть на Волге утес…") и Евгении Чирикове (за участие в беспорядках исключенном из Казанского университета вместе с Владимиром Ульяновым). О них он говорит в книге со значением, о себе - с иронией.

И пронзительно - о прощании с женой. Близкие люди его таким, без сомнения, хорошо знали. Для зрителей Тарасенко-лирик был, пожалуй, на втором плане - артист чаще блистал в острохарактерных ролях. Теперь пробел восполнен.

В книге "Чур, мое счастье!" (а книга такая когда-нибудь появится) есть что-то вроде эссе о сосущей пустоте, которая наступает после смерти дорогого человека. Когда надо что-то непременно придумать, чтобы ломаная линия "кардиограммы жизни" не свелась к одной прямой. Чтобы, по мысли Тарасенко, подольше не появлялся свет в конце тоннеля. "Ведь, пока темно, мы живы".

Справка "РГ"

Александр Тарасенко (1941-2015) - народный артист России, сыграл в Воронеже более полутора сотен ролей. С 1964 года служил в местном ТЮЗе. Пробовал себя в режиссуре и кино, писал сценарии и песни, преподавал в воронежском институте искусств. Театралы помнят их многолетний творческий и дружеский дуэт с народным артистом РФ Анатолием Абдулаевым (умер в 2012-м). С конца 1990-х Тарасенко сотрудничал с Камерным театром, где был занят в 16 таких постановках. Его последней ролью стал Патриарх из "Бориса Годунова".