Систему оценки российских вузов предложили изменить

Как вернуть в школу трудовое воспитание? Сохранят ли вузы льготы для сирот? Откроются ли ясли для малышей? Кто напишет единые учебники? Над этими и другими вопросами будет работать новый Комитет Госдумы по образованию и науке.

В нынешней Госдуме объединены вместе комитеты по образованию и науке, в портфеле уже 31 законопроект по образованию и 19 - по науке.

Депутаты решили начать с самого важного вопроса. Это обеспечение местами в яслях и садах малышей до 3 лет. В детские сады ходят 6 миллионов детишек от 3 до 7 лет. Но устроить в ясли ребенка, которому нет еще 3 лет очень сложно. Где-то здания давно проданы, где-то не хватает средств и кадров, чтобы открыть группы для самых маленьких. "Будем выходить на решение этих задач", - пообещал председатель Комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов.

В стандарты для школы вернется содержание. Дело в том, что в них прописаны условия и цели, но не сказано: ученик должен прочитать такие-то книги, уметь решать такие-то задачи. "Обновленные стандарты станут первым шагом к созданию новых учебников, решится вопрос с избыточным количеством книг", - заметил депутат. Подход будет таким же, как к созданию новых учебников истории: "концепция - творческий конкурс - учебник". Не обязательно один. Но единый.

При оценке вузов будут использоваться критерии нового международного рейтинга

Прорабатываются документы, чтобы вернуть в школу трудовое воспитание. Сейчас школы не могут заставить ученика прийти на субботник или подмести двор на пришкольном участке.

В ближайшее время появится законопроект об отдыхе и оздоровлении детей. К сожалению, в образовательном законодательстве об этом пока не сказано ни слова, так что нужные для этого материалы комитет готовится рассмотреть.

Иначе вузы станут принимать целевиков. По статистике 96 процентов целевиков - выпускники школ, которые с помощью направления из регионов поступили в вузы с меньшими баллами ЕГЭ. Конкурса среди целевиков почти нет. При этом нет и механизма, который заставил бы их вернуться на работу домой. Более половины договоров не содержат вообще никаких обязательств. Упор, скорее всего, будет сделан не на целевой прием, а на целевое обучение, когда работодатель присматривает на старших курсах студентов - потенциальных сотрудников, выплачивает им стипендию и после защиты диплома берет на работу. Такие целевые студенты есть во многих технических вузах. Правда, не все министерства - учредители вузов с этим согласны. Например, минтранс, минздрав считают, что на работу в сельские больницы и на железнодорожные полустанки могут прийти только те, кто сам оттуда родом. И если не направлять выпускников школ в вузы, сложностей не избежать.

Сохранятся льготы при поступлении в вузы для сирот. По закону они должны поступать на подготовительные отделения, но такие есть только в 45 регионах, да и то это обычно 1-2 вуза. Поэтому пока единственный выход - каждый год принимать закон, который гарантирует сиротам внеконкурсное зачисление. Так же будет и в этом году.

Система оценки вузов сильно изменится. Многие из них сливались, реорганизовывались, потому что стали неэффективными по результатам мониторинга. Но не всегда слияния были оправданы. В ближайшее время появится международный рейтинг вузов со штаб-квартирой в России, критерии которого и станут учитывать при оценке наших университетов. Будет изменена система подготовки кадров высшей квалификации, перестанут закрываться ученые советы, продолжится работа над законопроектом "О науке".

- Мы обсуждаем возможность создания базовых учебных подразделений на промышленных предприятиях и в научных учреждениях, - пояснил Вячеслав Никонов.

Речь идет о создании базовых кафедр вузов, где студенты будут проходить обучение в соответствии с требованиями работодателя, знакомиться с тем оборудованием, на котором предстоит работать в будущем.

Еще одна важная тема - законодательство об экзамене для мигрантов. "Поправки планируются, отвечаю положительно. Об этом шла речь на первом заседании нашего комитета, и этот вопрос подняла министр образования и науки Ольга Васильева", - уточнил Никонов.

Огромная проблема - качество педагогического образования. Сейчас звучит много предложений - увеличить время обучения в бакалавриате с 4 до 5 лет, отправлять выпускников педвузов на обязательную стажировку типа ординатуры в медвузах. "Есть нелепость в том, что человек после бакалавриата идет в школу. Нужен специалитет или магистратура", - согласился председатель комитета.