Одна из самых важных задач - создание условий для того, чтобы обеспечить местами в детские сады и ясли малышей до 3 лет. На сегодняшний день в дошкольные учреждения ходят шесть миллионов детишек от трех до семи лет. Но устроить в ясли ребенка, которому нет еще трех лет очень сложно. Где-то здания перешли в ведение детских садов, где-то не хватает средств и кадров, чтобы открыть группы для самых маленьких или заинтересовать этим бизнес. "Будем выходить на решение этих задач. - пообещал председатель комитета по образованию и науке Госдумы Вячеслав Никонов.- В федеральные стандарты для школы вернется содержание. Это станет первым шагом к созданию новых учебников, решится вопрос с избыточным количеством книг". Подход будет таким же, как к созданию новых учебников истории: концепция - творческий конкурс - учебник. Не обязательно один. Но единый.
Прорабатываются документы для того, чтобы вернуть в школу трудовое воспитание. Сейчас ученика невозможно заставить прийти на субботник в класс или подмести двор на пришкольном участке. "Согласие на возвращение трудового воспитания в принципе есть, все дело в деталях", - пояснил Вячеслав Никонов.
В ближайшее время появится законопроект об отдыхе и оздоровлении детей. К сожалению, в образовательном законодательстве об этом пока не сказано ни слова, так что нужные для этого документы комитет по образованию и науке готовится рассмотреть.
Изменится процесс приема вузами целевиков. Сейчас по статистике 96 процентов целевиков - выпускники школ, которые с помощью направления из регионов поступили в вузы с меньшими баллами ЕГЭ. Конкурса среди целевиков почти нет. При этом нет и механизма, который заставил бы их вернуться на работу домой. Более половины договоров не содержат никаких обязательств. Упор, скорее всего, будет сделан не на целевой прием, а на целевое обучение, когда работодатель присматривает на старших курсах себе студентов - потенциальных сотрудников, выплачивает им стипендию и после защиты диплома берет на работу. Правда, не все министерства-учредители вузов с этим согласны. Например, Минтранс, Минздрав считают, что на работу в сельские больницы и на железнодорожные полустанки могут прийти только те, кто сам оттуда родом. И если не направлять выпускников школ в вузы, сложностей не избежать.
Сохранятся льготы при поступлении в вузы для сирот. По закону они должны поступать на подготовительные отделения, но такие есть только в 40 регионах, да и то это обычно 1-2 вуза. Поэтому пока единственный выход - каждый год принимать закон, который гарантирует сиротам внеконкурсное зачисление. Так же будет и в этом году.
А вот система оценки вузов сильно изменится. Многие из них сливались, реорганизовывались, потому что стали неэффективными по результатам мониторинга. Но не всегда слияния были оправданы. В ближайшее время появится международный рейтинг вузов со штаб-квартирой в России, критерии которого и станут учитывать при оценке наших университетов. Будет изменена система подготовки кадров высшей квалификации, перестанут закрываться ученые советы, продолжится работа над законопроектом "О науке".
- Мы обсуждаем возможность создания базовых учебных подразделений на промышленных предприятиях и в научных учреждениях. - пояснил Вячеслав Никонов.
Речь идет о создании базовых кафедр вузов, где студенты будут проходить обучение в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет работодатель, знакомиться с тем оборудованием, на котором предстоит работать в будущем.
Еще одна важная тема - законодательство об экзамене для мигрантов. "Поправки планируются, отвечаю положительно. Об этом шла речь на первом заседании нашего комитета, и этот вопрос подняла министр образования и науки Ольга Васильева", - уточнил Никонов.
Кстати
В России действует 58 тысяч детских садов, 44 тысячи школ, 900 вузов и больше тысячи филиалов. Что может измениться для них в 2017 году?