По неизвестному ранее сценарию Ингмара Бергмана снимут фильм
Сценарий несостоявшегося в свое время фильма прославленного шведского режиссера Ингмара Бергмана наконец-то обретет свое воплощение в кинематографе благодаря усилиям шведского режиссера Сюзанне Остен (автора фильмов "Братья Моцарт" / Bröderna Mozart, "Ангел-хранитель" / Skyddsängeln, "Девочка, мать и демоны" /"Flickan, mamman och demonerna), сообщает шведская газета Dagens Nyheter. Но сначала "64 минуты с Ребеккой" (Sextiofyra minuter med Rebecka) получит свое воплощение в радиоспектакле, премьера которого состоится на одном из каналов Шведского радио (SR).
Работа над сценарием была закончена режиссером 7 августа 1969 года. Изначально предполагалось, что Бергман, фильмы которого начали получать международное признание, осуществит проект с двумя колоссами мирового кинематографа того времени - Фредерико Феллини и Акирой Куросавой. Но проект так и не был реализован, а сам сценарий - наряду с другими документами - был передан в начале двухтысячных самим Бергманом обществу, занимавшемуся изучением его творчества и архивацией его бумаг, получившим после смерти режиссера в 2007 году статус фонда его имени.
В своем интервью газете Dagens Nyheter Сюзанне Остен признается, что получить возможность работать над ранее не известным сценарием Бергмана может сравниться по своей значительности с открытием новой картины кисти Пабло Пикассо или затерявшейся рукописью Эрнеста Хемингуэя. В 1969 году Ингмар Бергман, по ее мнению, находился на пике своей формы, и это, несомненно, одно из самых значительных его произведений. Взгляд на то, что вновь явленное миру произведение является шедевром, разделяет и глава фонда имени Ингмара Бергмана Ян Хольмберг.
Остен отмечает, что Бергман в то время интересовался французской "новой волной" и творчеством Антониони, но влияние этих культурных феноменов на творчество прославленного шведского режиссера все равно носило опосредованный характер, так как он любой зрительский опыт переосмысливал на свой лад. Когда она прочитала сценарий, у нее перехватило дух - ведь в определенный момент Бергман находился с ней в одном культурном поле, в одном временном измерении - они оба интересовались феминизмом, но затем их пути разошлись. Самое интересное в работах Бергмана то, что он писал произведения, которые могли быть по-разному истолкованы, в зависимости от убеждений читателя.
Эти шестьдесят четыре минуты свидетельствуют о нем как об убежденном стороннике феминизма - считает Остен. В его фильмах всегда было место сильным женщинам, но данный сценарий выводит реализацию этой идеи на качественно иной уровень. Ведь речь идет о пресловутом 1969-м, когда Швецию захлестнула волна судьбоносных изменений, и ему удалось особым образом это запечатлеть.
У главной героини, Ребекки, есть тенденции к аутодеструктивному поведению. Но Остен считает, что главной героине все равно удается сохранить контроль над ситуацией. Это достаточно провокационный фильм, так как он исследует такие сложные аспекты человеческого существования, как сексуальность, а не просто изображает романтическую любовь, как это делалось раньше. И рассмотрение этого вопроса в подобном ракурсе - безошибочная примета времени.
Два отрывка из сценария были опубликованы в другом материале Dagens Nyheter и показывают Ребекку за работой, в школе для глухих и слабослышащих, когда она пытается наладить контакт с одной из своих учениц. Второй отрывок иллюстрирует ее непростые отношения с мужем, их разговор, из которого ему становится известно об измене со стороны Ребекки. Несмотря на все его уверения в том, что он готов делать вид, будто ничего не произошло, Ребекка осознает отсутствие благодарности в его адрес, внезапно и со всей очевидностью уяснив для себя, что не любит мужа.
Предполагается, что картина выйдет на экраны в 2018 году, когда будет отмечаться 100-летний юбилей со дня рождения режиссера. Кроме того, по сообщениям Dagens Nyheter, немецкий режиссер Элизабет фон Тротта совместно с сыном снимет документальную картину об Ингмаре Бергмане, выход которой также приурочен к этому торжественному событию.