Однако стенды стали лишь фоном для дискуссий, которые вчера и сегодня шли одна за другой в рамках конференции, также посвященной архитектурному образованию. Главный архитектор столицы Сергей Кузнецов, ректоры вузов, студенты и преподаватели попробовали понять, чего не хватает сегодня в программах подготовки профессионалов, которые будут строить города будущего.
Специально к выставке было проведено масштабное исследование на базе представленных на выставке 10 институтов и университетов. Выяснились довольно любопытные вещи. К примеру, желающих связать свою жизнь с градостроительством довольно много - конкурс на одно бюджетное место составляет 5,4 человека, как на популярные факультеты в лучших вузах страны. Примерно столько же желающих учиться на историческом и физико-математическом факультетах МГУ. Притом большинство студентов на архитектурных факультетах, как ни странно, девушки. В вузах без военной кафедры их 76%, а с военной кафедрой - 56%. В США и Европе, как правило, картина наблюдается другая - там стать архитекторами и связанными с урбанистикой профессионалами чаще стремятся мужчины.
Что касается трудоустройства, то работу по специальности в течение года после выпуска находят 89% выпускников - показатель неплохой, особенно с учетом того, что 10 рассматриваемых вузов ежегодно выпускают 780 специалистов. А вот с зарплатой картина выглядит не так радужно - в первый год после выпуска специалисты получают в среднем 30 тыс. рублей. В целом же в сфере городского планирования и архитектуры зарплаты тоже невысокие. 43% занятых в отрасли работников получают до 65 тыс. рублей, 28% в районе 65-100 тыс. рублей, 16% получают 100-140 тыс. Есть, само собой, заработки и куда выше, но их и ощутимо меньше на рынке.
Еще один немаловажный показатель - количество иностранных студентов. В рассматриваемых вузах их всего 3,5%. Хотя, например, среди учащихся старейшего и крупнейшего в Нидерландах Делфтского технического университета иностранцев насчитывается 16%.
Необходимым шагам по совершенствованию российской архитектурной школы эксперты посвятили отдельную сессию. Среди предложений - необходимость более тесного участия архитектурных бюро и других профессиональных организаций в подготовке учебных программ, пересмотр системы отбора абитуриентов, формирование объективных критериев отбора преподавателей и многое другое. Как подчеркнул Сергей Кузнецов, архитектурное образование должно не просто идти в ногу со временем, но в чем-то даже опережать его, предвосхищая и приближая перемены в обустройстве городов.
"Мир меняется с огромной скоростью, и профессия архитектора также эволюционирует крайне стремительно. Поэтому образование сегодня должно уметь предвидеть будущее и отсеивать из огромных потоков информации то, что актуально сегодня и будет актуально спустя время, если не через годы, то хотя бы завтра. К этому же должны быть готовы и студенты, и преподаватели", - отметил Кузнецов.