Сама Пак частично признала проблемы, принеся публичные извинения. Корейская общественность бушует от негодования, рейтинг президента упал до рекордно низкого уровня, отставки лидера требуют более 40% населения. В связи со скандалом будет начата спецпроверка, результаты которой могут иметь самые серьезные политические последствия для Пак Кын Хе лично, а также правящей партии.
"Серый кардинал в нашей политике?", "Как такое могло произойти в наше время?", "Кто реально правил страной все эти годы?", "Кто такая Чхве Сун Силь?" - этими вопросами сейчас задаются южнокорейские СМИ и общественность, обсуждая скандал, последствия которого сейчас не берется предсказать никто.
В центре всей этой бури - 60-летняя Чхве Сун Силь, которая была близкой подругой президента Пак Кын Хе последние сорок лет. Как выяснили южнокорейские журналисты, а также работающие сейчас следователи, эта женщина была "больше, чем просто другом". По данным телеканала JTBC, за последние годы Чхве не менее нескольких десятков раз получала многие секретные документы и проекты речей президента раньше, чем сама лидер Пак Кын Хе. В начале срока правления Пак Чхве, не занимая никакого формального поста в правительстве или администрации президента, даже правила эти речи, таким образом прямо влияя на политику и экономику Республики Корея.
Кроме того, есть серьезные основания подозревать, что та же Чхве, используя свои близкие связи со своей подругой-президентом, использовала два общественных фонда (Mir и K-Sports) и подконтрольные им компании для вымогательства денег у крупных южнокорейских компаний. Прокуратура указывает, что буквально за несколько месяцев эти фонды смогли как-то накопить почти 80 миллиардов вон (более 70 миллионов долларов). По мнению оппозиции, эти средства были использованы для политической деятельности правящего лагеря, а также для подготовки базы для деятельности Пак после ухода с поста президента.
Более того, выяснилось, что Чхве получала документы, связанные с важнейшими политическими шагами в сфере политики Южной Кореи, включая отношения с КНДР, безопасность, военную стратегию.
В СМИ утверждают, что этот "серый кардинал в юбке" вмешивалась в ключевые кадровые назначения в правительстве и администрации президента страны, с ней считались главные советники президента.
Администрация президента и сама Пак попытались сначала отвлечь внимание общественности. По крайней мере именно так трактуются их действия в СМИ. Первоначальные подозрения о вмешательстве Чхве в написание речей президента и прочие вопросы официальный представитель Голубого дома (название здания, где находится администрация президента РК - прим. "РГ") назвал "нонсенсом" и "беспочвенными слухами", но затем под давлением предоставленных телеканалом JTBC доказательств стал выкручиваться, говоря, что его друзья "тоже иногда дают советы и он их слушает".
Пак Кын Хе внезапно подняла тему о возможности внесения поправок в конституцию и наделения президента возможностью переизбираться. Этот вопрос действительно актуален для Кореи и вызывает большие дебаты, но сама же Пак еще несколько месяцев назад говорила, что "надо разобраться с экономикой сначала, а потом основной закон править". Хотя эти поправки, даже если будут приняты, Пак все равно не коснутся. Однако оппозиция утверждает, что лидер попыталась этой громкой темой отвлечь внимание от скандала вокруг своей подруги Чхве Сун Силь.
В конце концов президент вынуждена была признать, что Чхве как минимум в первые два года правления действительно вносила правки в речи. Пак Кын Хе принесла народу извинения, но это лишь вызвало бурю народного негодования.
Корейцы возмущены, так как получается, что страной правил или как минимум сильно влиял на ситуацию какой-то посторонний человек.
Правящая партия вынуждена была также признать проблемы.
В настоящий момент инициирована процедура о введении механизма "специального следователя", который будет иметь очень широкие полномочия и сможет допрашивать практически всех в правительстве с целью выяснения реального положения дел. Правящая партия уже и не противится этому, но пытается отбить атаку оппозиции, требующей, чтобы спецследователь мог допрашивать и президента.
Впрочем и в правящем лагере понимают, что скандал слишком силен, а потому без последствий не обойдется. В СМИ же попадают новые и новые разоблачения: бывшие сотрудники правительства, администрации, эксперты в один голос говорят, что вмешательство Чхве Сун Силь не ограничилось первыми годами правления, а продолжалось до последнего времени. Один из бывших чиновников заявил, что Чхве регулярно носили на изучение "секретные документы общей толщиной 30 см". Знаменитая "Дрезденская речь" Пак Кын Хе, где она заявила о новой инициативе в отношении КНДР, оказывается также попала к Чхве раньше, чем к президенту и, скорее всего, Чхве внесла поправки в текст.
Бывший министр объединения Кореи, а ныне видный оппозиционный политик Чон Дон Ён публично высказал предположения, что именно Чхве стояла за недавними решениями официального Сеула резко ужесточить политику в отношении КНДР, включая закрытие межкорейского технопарка в Кэсоне, заявления о скором крахе режима в КНДР и призыв Пак Кын Хе к северянам бежать из КНДР. "Буквально до февраля этого года наше руководство заявляло, что Кэсонский технопарк никак не связан с ядерной программой КНДР, не может быть объектом санкций, а затем вдруг буквально за пару дней передумало, решив закрыть комплекс. Если предположить, что Чхве вмешалась в это, то все становится на свои места", - заявил Чон в интервью изданию CNB News. Чон также отметил, что "Чхве постоянно ходила и говорила, что "КНДР долго не продержится и Корея станет единой в течение ближайших двух лет”. И тут вдруг президент внезапно начинает говорить то же самое о крушении КНДР и призывает северян бежать. Совпадений слишком много”, - заявил политик.
Новые обвинения и подозрения по поводу роли "серого кардинала в юбке" посыпались, как из рога изобилия.
Сама Чхве в сентябре этого года выехала в Германию и находится за границей, говоря, что пока не собирается возвращаться в Корею. Она через своих приближенных сказала, что "не знала, что документы, которые получала, были секретными", а вся помощь президенту ограничилась начальным этапом правления. Впрочем, публика этому уже не верит, так как во всей этой истории и руководство, и окружение Пак неоднократно отрицало то, что в итоге оказывалось фактами.
Если охарактеризовать общее настроение корейской общественности, то можно сказать, что она "взбешена". Корейцы не ожидали, что такое возможно в современной Корее, а потому требуют докопаться до истины и обнародовать всю правду, наказав причастных.
Для Пак вся эта история стала самым сильным кризисом за все время ее правления. Уровень поддержки упал до рекордно низкого: лишь 17,5 процентов корейцев считают, что она действует правильно. Критически настроены к Пак 76 процентов, что стало для нее антирекордом.
Среди пользователей интернета полно призывов не ждать окончания срока правления Пак в феврале 2018 г., а довести дело до импичмента. Многие вспоминают историю с попыткой отстранения парламентом страны от власти президента Но Му Хена в 2004 г., которому объявили импичмент, но он был отменен Конституционным судом. Сейчас, как считают многие обозреватели, оснований для вотума недоверия лидеру куда больше, чем с Но, а суд вряд ли окажется на стороне Пак. Согласно опросам, 43 процента корейцев выступают за импичмент президенту. Призывы к Пак Кын Хе взять ответственность слышатся со всех сторон. Представитель правящей партии "Сэнури" в парламенте Чон Чжин Сок сегодня официально предупредил президента, что если она не проведет полномасштабные перестановки в правительстве, администрации и ближайшем окружении, то все руководство "Сэнури" в знак протеста уйдет в отставку. В правящей партии учитывают, что в конце 2017 г. будут выборы президента, а потому корейцы вполне могут отвернуться от "Сэнури" из-за скандала вокруг Пак Кын Хе и ее подруги.
Впрочем, скорее всего, дело до импичмента пока не дойдет, но очень многое зависит от результатов спецрасследования. Если подозрения о вмешательстве Чхве в политику и управление государством на самом высшем уровне вплоть до недавнего времени будут получены, то вполне может дойти дело и до вотума недоверия лидеру. А потому все внимание страны сейчас приковано к следствию.
Само же государственное управление Южной Кореей сейчас парализовано. Администрация президента, правительство и сама лидер заняты только этим скандалом, который не могут игнорировать. Пак Кын Хе уже отменила свое участие во многих официальных мероприятиях.
В руководстве страны призывают СМИ "не провоцировать хаос", тогда как журналисты и общественность говорят, что они имеют право знать правду, а потому нечего пытаться затушить скандал.
Как ожидается, в ближайшее время Пак произведет крупные перестановки в правительстве и своем окружении, удалив те фигуры, которые так или иначе связаны со скандалом. Впрочем, этого вполне может оказаться недостаточно, чтобы успокоить публику.