Союзники помогают Киргизии готовиться к отражению террористических атак

С небольшим перерывом в сентябре-октябре текущего года на территории Киргизии прошли два масштабных учения крупных международных организаций. С 15 по 21 сентября на военном полигоне учебного центра "Эдельвейс" (Балыкчи) мастерство оттачивали военные государств-членов Шанхайской организации сотрудничества - в рамках командно-штабных учений "Мирная миссия-2016". С 4 по 7 октября на территории Иссык-Кульской области провели учения "Рубеж-2016" Коллективные силы быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона (КСБР ЦАР).

Танки, пушки, самолеты

Оба мероприятия объединило одно: и силы ШОС, и воинский контингент стран-участниц ОДКБ ставили основной задачей учений подготовку к отражению террористических атак в регионе. Целью радикалов, согласно легенде, был захват крупных стратегических объектов и дестабилизация ситуации в республике.

В борьбе с условным врагом военные ШОС использовали танки, авиацию и артиллерию. Всего же в "Мирной миссии" задействовали более двух тысяч военнослужащих, а также свыше 300 единиц наземной техники и 40 - воздушной. Коллективные силы быстрого развертывания ЦАР, в свою очередь, для уничтожения "террористов" направили более тысячи военнослужащих. Атаковать противника и осуществлять поддержку с воздуха помогали российские бомбардировщики Су-24, штурмовики Су-25 и вертолеты Ми-24. Активную поддержку контртеррористической операции оказывали отряды спецназа МВД КР и подразделения МЧС республики.

Насколько реальны угрозы, называемые условными?

По словам начальника генерального штаба Вооруженных сил Киргизии, генерал-майора Раимберди Дуйшенбиева, подобные учения крайне важны для республики, поскольку военно-политическая обстановка в мире "диктует необходимость своевременного реагирования на вызовы и угрозы, исходящие от международного терроризма и радикального экстремизма".

- Проводимые в КР учения позволяют оттачивать навыки и совершенствовать вопросы взаимодействия военных на различных уровнях, - уверен глава генштаба. - Благодаря регулярному проведению подобных маневров мы смогли заметно повысить уровень взаимодействия между Вооруженными силами наших стран.

Кого опасаться?

Откуда ждать опасности? Эксперты сходятся во мнении, что основную угрозу безопасности Киргизии представляют не крупные группировки наподобие "Талибан" или "ДАИШ", а так называемое радикальное подполье, исповедующее экстремистские взгляды. Так что, скорее, стоит говорить о сторонниках таких течений, как "Исламское движение Узбекистана" либо "Исламское движение Восточного Туркестана".

- И в Узбекистане, и в Киргизии, и в Таджикистане, граничащем с Афганистаном, ситуация в данное время относительно стабильная, - утверждает президент Центра перспективных исследований (КР) Сергей Масаулов. - Поэтому вряд ли стоит опасаться угроз, связанных с вторжением талибов. С этой точки зрения учения, проводимые ОДКБ и Шанхайской организацией сотрудничества, имеют иное назначение. Они направлены не столько на демонстрацию силы третьим странам, сколько на упреждение внутренних угроз. Нынешняя молодежь элементарно разучилась читать, уровень мышления значительной части нового поколения позволяет легко им управлять. Вложить под любым соусом в головы необразованных людей экстремистские, радикальные идеи достаточно просто. Подготовкой к отражению террористических атак со стороны радикалов-экстремистов армия показывает, что существует здоровая часть общества, которая имеет силовую компоненту и будет бороться за будущее республики.

Доводы эксперта отчасти подтверждает официальная статистика. По данным Госкомитета национальной безопасности Киргизии, только за первые шесть месяцев 2016 года для участия в боевых действиях на территории Сирии в составе террористических группировок из КР выехали 600 человек, средний возраст которых составляет 18-25 лет. По возвращении эти люди становятся активными пропагандистами создания шариатского государства и вербовщиками потенциальных террористов, особенно на юге Киргизии.

Слабое звено - молодежь

- В последние годы среди молодежи распространяются террористические и экстремистские настроения, - полагает председатель общественного объединения ветеранов антитеррора "Альфа" ГКНБ КР Артур Медетбеков. - Это, на мой взгляд, может привести к серьезным последствиям и угрожает развитию Киргизии как светского государства. Отсутствие идеологии и образования делает молодежь легкой добычей для экстремистских организаций, число последователей которых растет в геометрической прогрессии.

По словам эксперта, на сегодня в Киргизии действует 19 запрещенных экстремистских организаций, в том числе "Исламское движение Узбекистана", движение "Братья-мусульмане", салафитские объединения, ячейки "Джабхат ан-Нусра" и других течений. Большинство из них пропагандирует создание халифата и призывает уничтожать "неверных". Джихадисты воспринимают европейскую систему ценностей и образ жизни как неприемлемые.

- Поэтому угроза терактов реальна, - говорит Артур Медетбеков. - В 1997 году произошел теракт в городе Оше, в 1999-м - захват населенных пунктов на юге страны, в 2011-м - взрыв у Дворца спорта в Бишкеке, а в 2015-м - попытка местной организации "Жайшуль-Махди" организовать теракт на площади Ала-Тоо во время айт-намаза. Отмечу, что в последние годы экстремизм и терроризм стали явлениями интернациональными.

- Недооценивать внутриреспубликанские процессы нельзя, - соглашается с Медетбековым подполковник Госкомитета национальной безопасности КР в отставке, историк Кемелбек Кожомкулов. - В Киргизии действительно наблюдается рост религиозного экстремизма. Ранее я и предположить не мог, что это явление настолько укоренится в республике. Но, увы, комплексной работы по противодействию экстремизму и терроризму не было и нет.

Как полагает эксперт, спецслужбам и госструктурам необходимо предупредить политизацию ислама. В противном случае в Киргизии рано или поздно начнут официально создавать религиозные партии.

- В соседних государствах проводится целенаправленная работа по контролю над религиозными течениями, а у нас, к сожалению, этим практически не занимаются, - говорит Кемелбек Кожомкулов. - Отчасти потому, что в КР слишком буквально понимают свободу вероисповедания и религии.

Кстати

Президент КР Алмазбек Атамбаев подписал закон об ужесточении наказания преступников, осужденных за терроризм и экстремизм. Согласно документу, увеличены сроки за совершение терактов (от 8-12 до 10-15 лет лишения свободы), возбуждение межэтнической, расовой, религиозной или межрегиональной вражды (от 3-5 до 4-7), вывоз детей в зону вооруженных конфликтов (ранее наказания по этой статье не было, сегодня - от 3 до 5 лет тюрьмы) и наемничество (от 4-8 до 8-15 лет лишения свободы). Участие в вооруженных конфликтах за границей теперь стало основанием для лишения гражданства.