30.10.2016 21:22
    Поделиться

    Нидерланды решат судьбу Украины в Европейском союзе

    В понедельник может решиться судьба соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским союзом, которая теперь зависит от позиции Нидерландов - единственной из 28 стран - членов ЕС, не завершившей процедуру ратификации документа. Как пишут местные СМИ, премьер-министр королевства Марк Рютте по итогам консультаций не смог заручиться поддержкой оппозиции для утверждения соглашения, против которого на референдуме высказались большинство голландцев.

    Парламент Нидерландов обязал Рютте не позднее 1 ноября завершить процесс ратификации: либо окончательно утвердить, либо уже денонсировать ассоциацию с Украиной. В случае отрицательного решения господину Рютте придется на заседании Совета ЕС воспользоваться правом вето в соответствии со статьей 218 Договора о функционировании Европейского союза. Сам он делать этого, правда, не хочет, однако игнорировать волеизъявление избирателей в преддверии парламентских выборов, намеченных на март 2017 года, было бы слишком рискованно. Напомним: на апрельском референдуме 61 процент голландцев высказался против более тесной интеграции Евросоюза с Киевом. Правда, плебисцит носил "консультативный и корректирующий характер" и прошел уже после того, как народные избранники королевства одобрили спорный документ. Теперь голландские власти сами не знают, как поступить.

    "Необходимо согласие большинства в голландском парламенте. Чтобы просить моих коллег дать это согласие, мне нужно быть уверенным, что такое решение найдет одобрение у всех, и я не настроен оптимистично по этому поводу. Время истекает", - признал сам Рютте. По закону ему придется внести в парламент предложение о признании недействительным закона о ратификации. Как написала голландская газета De Volkskrant, у правительства есть несколько дней, чтобы "вытащить кролика из шляпы", однако шансы на это невелики.

    Эксперты признают: премьер Нидерландов оказался меж двух огней. С одной стороны, он стал заложником внутриполитической ситуации, а с другой - на него давит Брюссель. Его земляк - экс-министр иностранных дел королевства, а ныне замглавы Еврокомиссии Франс Тиммерманс - открыто призвал Рютте не брать в расчет мнение народа: мол, прислушиваться к нему можно, однако "национальные интересы важнее".

    Не удалось Рютте утвердить компромиссную поправку о том, что соглашение касается исключительно торговли и других сфер сотрудничества, однако "не открывает Украине путь в ЕС". В Брюсселе такую формулировку не поддержали. Теперь наблюдатели рассматривают несколько сценариев на случай, если Амстердам действительно будет вынужден сказать "нет". В Киеве рассчитывают, что это решение не будет окончательным и голландцы вернутся к консультациям об ассоциации в следующем году, после выборов. В крайнем случае "соглашение будет действовать в отношении 27 стран" - однако такое развитие событий ставит под сомнение логику единства ЕС.

    Между тем

    В Брюсселе празднуют победу: Совет ЕС одобрил наконец подписание торгово-экономического соглашения с Канадой (CETA). Эксперты называют беспрецедентным создание трансатлантической зоны свободной торговли между крупнейшим объединенным рынком - Евросоюзом и одной из стран "большой семерки", которая представляет десятую по величине экономику в мире. Документ предполагает отмену 99 процентов торговых пошлин между ЕС и Канадой. По мнению экспертов, CETA станет "пробным шаром" перед заключением аналогичного соглашения между Европой и США, которое зашло в тупик из-за протестов аграриев и промышленников Старого Света. Переговоры по CETA, на которые ушло почти девять лет, также не проходили гладко: в последний момент бельгийский франкоязычный регион Валлония чуть не заблокировал сделку с канадцами из опасений, что она ударит по интересам местных фермеров. В документ пришлось вносить существенные коррективы. Опасения вызывал пункт, согласно которому любое юридическое лицо может подать в арбитражный суд иск против правительства одной из стран-членов ЕС, если посчитает, что его политика наносит компании финансовый ущерб. Бельгийцы настаивали, что это положение играет на руку транснациональным корпорациям.

    Поделиться