Таков, по мнению главы РАН Владимира Фортова, один из главных итогов завершившихся выборов в Российской академии наук. Академики помолодели на 14 лет, с 76 до 62 лет, а члены-корреспонденты сразу на 17, с 70 до 53. Такое беспрецедентное омоложение произошло благодаря тому, что для членов-корреспондентов половина вакансий выделена ученым возраста до 51 года, а 30 процентов вакансий академиков для возраста до 61 года.
Как известно, после проведенной в 2013 году реформы в "большую" РАН влились медицинская и сельскохозяйственные академии, их мэтры автоматически стали действительными членами новой РАН. Это существенно состарило и без того возрастную академию. И вот сейчас годы отыграли назад.
По словам Фортова, омоложение будет продолжено и на следующих выборах, которые должны состояться через два года. В целом же сейчас РАН насчитывает 940 академиков и 1160 членов-корреспондентов. При этом ученые не сумели выбрать весь предельный состав РАН в 2154 человека, который утвержден правительством. Незаполненными остались 54 вакансии.
Надо отметить, что на этот раз выборы прошли "тихо". На нескольких предыдущих аналогичных форумах бурные страсти разгорались вокруг VIP-персон, известных губернаторов, политиков, банкиров, чьи кандидатуры не фильтровались на начальных стадиях обсуждения в отделениях и доходили до самой последней - Общего собрания. А тут уж в выражениях, нередко не стеснялись. Вся эта кухня становилась достоянием СМИ, не прибавляя авторитета ни самим персонам, ни академии. Сейчас громкие фамилии исчезли из списков уже на самой первой стадии. В итоге избран только один VIP, сенатор Арнольд Тулохонов, который известен как серьезный ученый в области горных наук.
Второй интригующий момент этих выборов - династии. Среди избранных оказалось несколько родственников известных ученых.
- Мы не можем это запретить, - сказал Фортов. - Как можно оставить вне научного поля ученых только потому, что они дети известных людей? Скажем, разве виноват директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, что его отец был выдающимся ученым? И что, теперь "не пущать" сына? Должен подчеркнуть, что система отбора у нас очень жесткая. Чтобы поставить заслон "плохой" науке, мы установили пять фильтров, где каждый претендент проходит через систему тайного голосования. В конце концов, таких "династий" около двух процентов. Думаю, здесь нет предмета для особого беспокойства.
Куда серьезнее ситуация со Станиславом Смирновым. Лауреат премии Филдса, которая считается математическим Нобелем, не избран в члены академии.
- Я очень сожалею, что так произошло, - сказал Фортов. - Причина в явном сугубо техническом сбое. Он произошел из-за наших недоработок в условиях выборов. Подумаем, как исправить это недоразумение.
Прямо скажем, выборы проходили в трудное для академии время. Ведущей в стране научной организации, постоянно испытывавшей серьезные трудности и прежде всего с финансированием, в 2013 году был нанесен сильнейший удар. Тогдашний глава минобрнауки Дмитрий Ливанов сумел инициировать реформу академии. Цель, которую, по сути, декларировал министр, - превратить ее в "клуб ученых", который вообще не должен оказывать на развитие науки никакого влияния. И хотя этот крайний вариант не прошел, нокаута не случилось, однако потрясение оказалось серьезным. Академия потеряла свои институты. Они, а вместе с ними и деньги, переданы в специально созданное Федеральное агентство научных организаций.
Предполагалось, что оно будет заниматься исключительно хозяйственными вопросами, оставив ученым чистую науку. Жизнь внесла коррективы. Нечетко прописанное в документе положение о распределении функций между РАН и ФАНО нередко вызывает взаимное непонимание и осложнение отношений. Принятый после долгих споров принцип "двух ключей", который предполагает, что каждое решение РАН или ФАНО должно быть согласовано с партнером, нередко дает сбои. Такая ситуация нервирует ученых. И уже раздаются требования фактически вернуть ситуацию к началу, подчинив ФАНО академии, сделать агентство ее хозяйственной структурой. Но шансов на это, по мнению экспертов, практически нет. Словом, Ливанов ушел, а дело его живет. И сейчас участники Общего собрания подготовили документ, в котором предлагается закрепить в законе положение о четком разделении полномочий РАН и ФАНО. Кроме того, ученые требуют приостановить реструктуризацию научных организаций, которую активно проводит ФАНО, и провести анализ работы уже созданных крупных научных центров.
А впереди РАН ждут еще более трудные времена. В будущем году существенно сокращается финансирование академической науки. Если в 2016 году она получила из бюджета 84 миллиарда рублей, то на 2017-й выделяется 75 миллиардов. Проходит оценка деятельности институтов и, как следствие, деление их на сильные, средние и аутсайдеров, что повлечет неминуемые санкции вплоть до закрытия. А значит, и сокращение сотрудников. Кроме того, сокращать штаты нужно, чтобы выполнить указ президента РФ о повышении зарплаты ученым до 200 процентов по региону. В общем, руководителям придется принимать тяжелые административные решения, которые затронут судьбу институтов и десятков тысяч людей, а в конечном счете - будущее российской науки.
По традиции состав РАН пополнился новыми иностранными членами. Ими, в частности, стали лауреаты Нобелевской премии разных лет физики Серж Арош (Франция), Мартинус Велтман (США), химики Роджер Корнберг (США), Жан-Пьер Соваж (Франция), Дан Шехтман (Израиль), экономист Кеннет Эрроу (США), лауреат Нобелевской премии мира, экс-госсекретарь США Генри Киссинджер. Также в ряды РАН избраны руководители национальных академий наук - Радик Мартиросян (Армения), Антон Цайлингер (Австрия), Марсия Макнутт (США).
Справка "РГ"
Этот форум пополнил ряды РАН сразу на 176 новых академиков и 323 члена-корреспондента. Столь весомая прибавка объясняется тем, что ожидание выборов затянулось на целых пять лет. Последний раз они проводились в 2011 году, а следующие должны были состояться в 2013 году. Однако объявленная тогда реформа смешала к все карты. По разным причинам к нынешним выборам академия подошла со значительным числом вакансий. За звание академика РАН сегодня выплачивается ежемесячно 100 тысяч рублей, а члена-корреспондента - 50 тысяч. В других академиях эти цифры составляют 75 и 30 тысяч соответственно.