Из Севастополя "Варяг" ушел пустым. Через сутки, в субботу, ошвартовался в Зонгулдаке. Как рассказал "РГ" директор "Крымского морского агентства" Станислав Гвоздилов, загрузка займет пару дней, после чего судно отправится в обратный путь. С турецкого берега "Варяг" привезет в Крым фрукты и овощи, бытовую технику, стройматериалы.
Турецкие и крымские предприниматели сохраняли деловые контакты и ждали, когда возобновится морское сообщение. А когда Россия в начале октября отменила ограничение на ввоз цитрусовых и косточковых из Турции, сразу стали формировать партию грузов для "Варяга".
- В декабре прошлого года мы начали выходить на рентабельность, - рассказал Гвоздилов, - загрузка парома достигла 90 процентов, но перевозки приостановились. Из-за простоя в порту компания несла убытки, но сейчас мы рассчитываем быстро восстановить загрузку, так как линия востребована.
Планируется, что "Варяг" будет ходить в Турцию еженедельно и до весны перевезет в Севастополь 20 тысяч тонн турецких фруктов. Благодаря прямой доставке на полуостров мандарины и апельсины этой зимой будут стоить для крымчан дешевле.
- Импортер заключил крупный контракт на поставку фруктов в осенне-зимний период, - говорит Гвоздилов. - Только по этому контракту в бюджет РФ поступит более 100 миллионов рублей таможенных платежей. До этого все импортные фрукты поставлялись в Крым через порт Новороссийск, что влияло на сроки поставок и увеличивало стоимость для конечного покупателя.
Пока "Варяг" перевозит грузы в палетах и автоприцепах, но в дальнейшем сможет брать на борт крымские и турецкие фуры. Из Севастополя в Турцию планируется возить крымское зерно, продукцию химзавода.
Экипаж судна состоит из 15 моряков из Севастополя и Керчи. Они хорошо знакомы с маршрутом, так как работали на нем год назад. Эта же команда 12 декабря 2015 года привезла в Севастополь 13 фур с крымскими дальнобойщиками, которые "застряли" в Турции, когда турецкие войска сбили российский бомбардировщик Су-24 у сирийской границы и отношения двух стран сошли на нет. Паром совершил последний рейс, чтобы привезти крымчан домой, после этого перевозки между Севастополем и Зонгулдаком приостановились.
Крымские дальнобойщики говорят, что Турция для них - единственный и очень выгодный вариант работать с импортом. Они хотят ввозить через Черное море сельхозпродукты, товары народного потребления, запчасти, комплектующие и оборудование для крымских производств.