Ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Андрей Рудской считает необходимым законодательно закрепить обязанность предприятий принимать студентов на практику. А чтобы обеспечить экономическую заинтересованность предприятий в этом, стоило бы включать в себестоимость продукции расходы на практику и в социальную поддержку в период практики.
В рамках программы целевого набора Политех сотрудничает с компаниями "Росэнергоатом", "Атомпроект", "КБСМ", "Климов", "Звезда", "НИИ электрофизической аппаратуры им. Ефремова" и другими. Партнеры вуза подчеркивают качество подготовки студентов, поступающих по целевому набору. Однако программа целевого приема не предусматривает экономическую поддержку студента и вуза в период обучения. Порой это приводит к потере интереса студента к предприятию-заказчику.
- Налицо разрыв между потребностями предприятий и подготовкой специалистов, - утверждает Андрей Рудской. - Вузы не успевают за модернизацией: если раньше оборудование на предприятиях обновлялось раз в 10-15 лет, то теперь каждые 3-5 лет. Для решения этих проблем вузы организуют на предприятиях базовые кафедры, на которых студенты не только учатся, но и приобретают опыт работы с современным оборудованием. Необходимо облегчить организацию базовых кафедр на предприятиях без долгосрочных процедур лицензирования. Проект соответствующих поправок к закону был подготовлен, но задержался на стадии согласований.
Необходимо также законодательно поддержать трудоустройство студентов, в первую очередь обучающихся за счет средств федерального бюджета, уверен ректор Политеха. Минобрнауки, промышленность и вузы смогут разработать механизмы реализации программы распределения. По мнению Андрея Рудского, опыт вузов в этой области может быть расширен. Например, предприятия могли бы участвовать в финансировании дополнительного обучения студентов, предоставляя им социальные гарантии на этот период. Но и ответственность студента должна повыситься - ее мог бы обеспечить контракт, по которому он обязуется отработать на предприятии определенный срок. Координировать трудоустройство выпускников вузов мог бы специальный центр содействия при Минобрнауки России, а также центры занятости при вузах. А данные трудоустройства выпускников можно было бы включить в показатели эффективности вузов.