Иногда такая болезненная привязанность начинается с халявы, на которую мы все так падки. Допустим, при покупке седельного тягача ты получил в подарок... брелок. Ну или авторучку, на которой красуется вожделенный бренд. И почему-то сразу захотел купить свитер под цвет кабины или отделки салона, бейсболку, солнечные очки, термос, кружку, перчатки, сумку, подушку... Перечислять можно бесконечно. Одна крупная покупка приводит в итоге к десятку мелких. А самые рьяные фанаты - есть случаи! - даже делают татуировки любимого бренда. Вот только интересно, платят ли они правообладателю за использование товарного знака?
В свое время, если кто помнит, все крупные машино- или станкостроительные заводы обязаны были выпускать, помимо средств производства, товары группы Б, то есть предметы потребления. Автогиганты - не исключение. По разнарядке Госплана они клепали амбарные замки, гвоздодеры, клещи, пельменницы и сковородки, тяжелые как вся моя жизнь. В пунктах приема вторсырья за них давали денег больше, чем они стоили в магазине. Сейчас такой "обязаловки" нет. Но это не значит, что поголовно все автопредприятия "забили" на попутный бизнес.
Как сообщили "РГ" эксперты одного отечественного автопроизводителя, сейчас их завод сковородки не выпускает. А продукцию с логотипами бренда для него делают мелкие фирмы, получившие лицензию на использование товарного знака. Продукция успешно расходится по дилерским центрам и пользуется спросом у поклонников марки. Отчисления за использование бренда - коммерческая тайна.
Тем не менее руководитель дизайнерской студии OLM-design (проектирование и изготовление моделей железнодорожной и автомобильной техники) Юрий Барабанов уверен, что автозаводам есть смысл производить "попутную продукцию": "Палитра изделий может быть различной: от прицепов для легковых автомобилей и различных обвесов на легковушки до тех же сковородок, ручного инструмента и пр. Но для этого нужна инициатива".
Что касается продажи сувениров или одежды с логотипом, то все цивилизованные производители и дилеры этим активно занимаются. Это своеобразный маркетинговый ход. Конечно, вряд ли, считает эксперт, брендированная продукция приносит доход, сопоставимый с основной деятельностью. Речь идет скорее о привлечении в коллектив поклонников марки не только автовладельцев, но и их жен, детей.
"Мы всегда предлагаем нашим партнерам и фанатам бренда сувенирную продукцию и аксессуары. Каталоги регулярно обновляются. Ассортимент с каждым годом увеличивается. Для коллекционеров моделей автомобилей, автобусов и двигателей есть специальный каталог Scania Selection", - сообщил "РГ" руководитель отдела логистики запчастей "Скания-Русь" Дмитрий Титюхин.
"Сегодня практически все бренды имеют собственные линейки фирменных аксессуаров - от брелоков, флеш-карт, моделей автомобилей до собственных линеек одежды, часов, брендированных велосипедов и так далее, - дополняет PR-директор компании "РОЛЬФ" Светлана Браницкая. - Брендированная продукция может передаваться клиенту в подарок, не обязательно только при покупке машины. Например, подарок от бренда часто получают участники различных мероприятий в дилерских центрах - дней открытых дверей, презентаций новых моделей и так далее. Однако чаще фирменная продукция покупается нашими клиентами".
У каждой марки есть пул поклонников, для которых любимый бренд - это часть жизненного стиля, - продолжает эксперт. Они и составляют основную аудиторию покупателей фирменной продукции, в том числе одежды. Скажем, фанаты BMW, Porsche, Mercedes-Benz, Land Rover или Lexus делают свой выбор рационально, но одновременно - эмоционально. Аксессуары составляют часть этого выбора.
"Продажа брендированной продукции вносит свою лепту в копилку прибыли дилерского центра, но до оборота сувениров Walt Disney пока далеко. Тем не менее экономика дилерского предприятия - это сложная и взаимосвязанная система, в которой важны все составляющие. Кроме того, продажа брендированной продукции - это не только и не столько способ заработка, сколько инвестиция в лояльность марке и дилерскому центру", - считает Светлана Браницкая.