Что необходимо изменить для повышения авиабезопасности

Вопросы авиационной безопасности, которые волнуют всех без исключения - ведь все мы потенциальные пассажиры - довольно плохо урегулированы на законодательном уровне.

Такой вывод можно сделать по итогам Шестой конференции по воздушному праву, прошедшей в Санкт-Петербурге. Юристы в области воздушного права говорят о пробелах практически во всех сферах. Остро нуждаются в гармонизации законы об авиационной и о транспортной безопасности, которые сейчас в отдельных положениях едва ли не противоречат друг другу.

До сих пор законодательно не закреплена норма об обязательном досмотре на входе в аэропорт, введенная после терактов в Домодедово в 2011 году, и сотрудники аэропортов часто сталкиваются с несогласием граждан или даже прямым отказом.

Сейчас законы об авиационной и о транспортной безопасности едва ли не противоречат друг другу

- Необходимы изменения в Закон "О транспортной безопасности". Нужна идентификация опасных веществ, - сказал начальник юридической службы "АэроМАШ - Авиационная безопасность" Александр Кажуро. -

Кроме того, специалисты опасаются, что охрана аэропортов будет полностью переложена на сотрудников авиационной безопасности: контроль входа и выхода, предполетный досмотр.

- Последние теракты в Европе показали, что два-три автоматчика могут пройти любой аэропорт насквозь и улететь, куда им надо, - продолжает Кажуро. - На этот случай следовало бы предусмотреть дислокацию спецподразделений или нацгвардии в логистической доступности.

Наконец, необходимо дать возможность членам экипажа воздушного судна проверять документы у нарушителей на борту, задерживать их с применением спецсредств, тех же наручников. Сейчас закон предписывает передавать авиадебоширов в руки полиции, но если права задержать их у пилота или стюарда нет, то сделать это трудно.

Кстати, особенно остро такая проблема может стоять на международных рейсах, где возникает вопрос юрисдикции и ответственности государства за происходящее на борту, конфликт юрисдикций или полное ее отсутствие. Широко известен пример, когда суд США отпустил двух граждан, устроивших драку на борту самолета, поскольку и борт не американский, и дебоширы - не граждане США, а конфликт произошел над открытым морем, то тесть вне границ какого-либо государства.

Но особенно неприятным может быть злоупотребление своей фактической юрисдикцией, отмечает член Национальной ассоциации воздушного права Анастасия Конюхова. К примеру, по политическим соображениям. Образец - дело Бразинскасов, которые в 1970 году совершили угон самолета в СССР. Отца и сына судили в Турции только за незаконное пересечение границы, хотя во время захвата они убили стюардессу.

Сейчас есть ряд международных нормативных актов, которые отчасти регулируют такие вопросы - Токийская, Гаагская и Монреальская конвенции. Но они не обязывают государство - например страну прилета - брать на себя ответственность за инцидент, если оно не имеет отношения к происходящему на борту. Для предупреждения таких ситуаций следует законодательно обеспечить более жесткие действия экипажа. Например, дать возможность не выпускать гражданина РФ по прилету и обеспечить его возвращение на родину ближайшим рейсом.

- Необходимо также повысить статус свода правил поведения на борту, - считает Конюхова. - Это не должен быть просто внутренний документ авиакомпании.