Новости

01.11.2016 15:18
Рубрика: Экономика

Три уровня смысла

Доступ компаний к госзаказу предложено ограничить
За последние годы благодаря принятию госпрограммы "Фарма-2020" и серьезной господдержке отечественная фарминдустрия сделала большой рывок вперед. В развитии отрасли активно участвовали и крупные зарубежные фармкомпании, общий объем их инвестиций уже превысил 2 миллиарда евро.

Однако в последнее время появились предложения по внедрению внерыночных механизмов регулирования. Так, недавно Минпромторг России подготовил проект постановления правительства по введению механизма трехэтапной конкурентной процедуры, которая, по мнению ведомства, позволит углубить процесс локализации, отказаться от закупок импортного сырья и стимулировать производство собственных субстанций.

- Приоритетное право заключения госконтракта будет иметь заявка, содержащая предложение о поставке лекарственного препарата, производство которого осуществляется со стадии синтеза молекулы фармацевтической субстанции, - заявил министр Денис Мантуров. - При отсутствии заявок, подходящих под эти критерии, приоритетное право получит заявка на поставку лекарства из импортной субстанции. На третьем этапе будут допускаться все остальные компании.

Инициатива неоднозначно оценена участниками рынка.

- Дифференцированные преференции необходимы, - считает директор по развитию аналитической компании "АРЭНСИ Фарма" Николай Беспалов. - Сейчас отдельные препараты, имеющие импортное происхождение, но упакованные в России, конкурируют с продукцией, которая производится в нашей стране по полному циклу. Но размер инвестиций в первом и втором случае несопоставим. Компании, которые построили в нашей стране свои предприятия, затратив на это миллиарды рублей, сталкиваются на тендерах с продукцией, которая только на бумаге является российской и инвестиции в производство которой в десятки и даже сотни раз ниже. Это не способствует ни развитию производственных компетенций, ни созданию новых рабочих мест, ни выплате налогов и т.д. Это чистой воды схема, которая позволяет обогащаться отдельным лицам и дискредитирует усилия по развитию российского фармрынка.

На тендерах инвесторы сталкиваются с продукцией, которая является российской только на бумаге

Иные оппоненты обращают внимание прежде всего на то, что надо разделять подходы к производству химических и биологических лекарственных средств. Особенностью биофармацевтики является централизация производства субстанции - как правило, оно для всего мира осуществляется лишь на одном заводе. Большинство же производителей препаратов химического синтеза производит только готовую лекарственную форму, выбирая поставщиков субстанций по принципу экономической целесообразности.

- Для производства нужного объема инновационных препаратов порой необходимо всего полтора килограмма субстанции, - пояснил "РГ" генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей (АРФП) Виктор Дмитриев. - Строить для этого завод в России экономически нецелесообразно. Подобная инициатива не должна служить шашкой, которой будут размахивать над головами инвесторов: если не построите завод, мы вас на рынок не пустим. С другой стороны, тот, кто построил, конечно, должен иметь преференции.

Тот, кто построил предприятие, конечно, должен иметь преференции, - продолжает Виктор Дмитриев. - Но если такая субстанция окажется дороже купленной за рубежом, то в чем смысл ее локализации?

- Предлагаемая система представляется очень громоздкой, - полагает ведущий научный сотрудник Института общественного здоровья им. Семашко, доктор фармацевтических наук Елена Тельнова. - В результате закупать будут не то, что нужно, а то, что предложат компании, получившие преференции. Менять систему закупок надо, но не так. В первую очередь нашим производителям надо научиться работать с врачами - показывать им преимущества своих препаратов, обеспечивать их высокое качество и т.п.

- К тому же администрировать предлагаемую систему будет крайне сложно, - дополняет Виктор Дмитриев. - Это уже показал опыт применения постановления "3-й лишний". Минпромторг к закупкам лекарств отношения не имеет, он отвечает за свои "крепко пришитые пуговицы", но там часто предлагают инициативы, которые сами потом реализовывать не будут. Так, постановление "3-й лишний" выпустил минпромторг, но когда возникли многочисленные сложности, там говорят: это не наши вопросы. А главная проблема в том, что у нас отсутствует государственная политика в области лекарственного обеспечения. Мы выступаем за то, чтобы был единый госорган, который отвечал бы за все лекарственное обращение и обеспечение.

Реализация инициативы минпромторга может привести к искусственной монополизации рынка

Сегодня условием для доступа лекарств к госзакупкам является производство на территории ЕАЭС готовой лекарственной формы. Это отражает принятый в мировой фарминдустрии уровень целесообразности локализации производства и защищает интересы инвесторов.

- Стремление углубить степень локализации вполне понятно, но, как всегда, "черт кроется в деталях", - говорит заведующая кафедрой организации лекарственного обеспечения и фармакоэкономики Первого МГМУ им. Сеченова профессор Роза Ягудина. - Как бы подобными предложениями не отпугнуть тех, кто уже локализовал упаковочное производство в России, а также потенциальных инвесторов. Стоило бы предварительно проанализировать, на каких стадиях локализации находятся сейчас препараты, входящие в перечень жизненно необходимых и важнейших. Не получится ли так, что мы вообще останемся без отечественных лекарств?

Сейчас в нашей стране производятся лишь немногие фармсубстанции. Реализация новой инициативы может привести еще и к искусственной монополизации рынка в интересах узкого круга производителей, к отсутствию конкуренции. Это может вызвать рост себестоимости и цен, дефицит отдельных препаратов, а в конечном счете остановить проекты по локализации и замедлить развитие отрасли.

Кроме того, предложенная инициатива вступает в противоречие с недавно разработанными тем же минпромторгом мерами стимулирования промышленности. Это специнвестконтракты, которые предоставляют возможность в течение установленного периода закупать продукцию, произведенную на первичных этапах локализации, в том числе в рамках трансфера технологий, а также первичной и вторичной упаковки. Установление новых барьеров в виде предоставления статуса локального только производителям полного цикла будет препятствовать их полноценной реализации.

- Закрытая и неконкурентная среда окажет негативное влияние и на эффективность расходования бюджетных средств, поскольку неизбежно приведет к монополизации и переделу рынка между несколькими производителями, - полагает исполнительный директор Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM) Владимир Шипков. - В результате пострадает и конечный потребитель - пациент, который станет заложником принудительного ограничения ассортимента лекарств и особенно роста цен.

Экономика Отрасли Фарминдустрия Правительство Минпромторг