Новости

01.11.2016 18:20
Рубрика: Экономика

Бумага отстала от фуры

Паспорт транспортного средства переводят в цифру
С первого июля в России стартовала программа выдачи электронных паспортов для транспортных средств (ЭПТС). Документ вводится во всех странах Евразийского экономического союза.

Сам переход на электронную форму продлится два года: до конца 2016-го система будет работать в тестовом режиме, затем автопроизводители начнут переводить документы на новые машины в электронный вид. Таким образом, с 1 июля 2017 года новые "пэтээски" будут только электронными, а старые документы останутся действительными до тех пор, пока их не оцифруют при очередных регистрационных действиях. А с 1 июля 2018-го закончится выдача бумажных ПТС для тракторов и других самоходных ТС.

Инициаторы нововведения уверены, что новые документы будет гораздо сложнее подделать и они будут менее подвержены физическому износу. Ранее начальник ГИБДД РФ Виктор Нилов пояснил, что ЭПТС изначально был задуман как аналог известной американской системы Carfax. Новый документ представляет собой прямоугольную карточку, на которую нанесен диэлектрический слой с электронной информацией об авто.

Система поможет справиться с криминальными бедами: угонами, перебивкой номеров двигателя

Из цифрового паспорта автомобиля уберут персональные данные собственника, оставив лишь сведения о машине, такие как идентификационный номер (VIN), цвет, год выпуска и т.д. В новом паспорте также будет храниться история купли-продажи, сроки проведения техосмотра, данные о ремонте и замене основных деталей. Это позволит не только создать открытую базу, например, для использования потенциальными покупателями, но и облегчить к ней доступ сотрудников правоохранительных органов. "Для владельцев ТС существенно упрощаются соответствующие процедуры при перемещении, купле-продаже авто и других действиях, связанных с колесно-гусеничными объектами", - говорится в документах ЕЭК. Таким образом, в границах ЕАЭС в целом должны значительно упроститься регистрационные действия с автомобильной и другой техникой.

Как отметил исполнительный директор Omnicomm Александр Селиванов, переход на электронные ПТС по задумке авторов должен значительно упростить работу ГИБДД и других контролирующих органов и избавить от бумажной волокиты, связанной с перемещением автотранспорта: налогообложением, таможенным оформлением, допуском к эксплуатации и куплей-продажей. "Также нововведение значительно упростит работу таможенных органов и усилит контроль над перемещением грузов внутри стран-участников, что, на мой взгляд, наведет порядок в сегменте грузоперевозок", - подчеркнул он.

60 тысяч автомобилей ежегодно угоняется в России, из них 4 процента составляют грузовики и автобусы

Для рынка грузоперевозок, полагают его участники, создание открытой базы позволит избавиться от ТС, не отвечающих требованиям безопасности. Кроме того, система поможет справиться с такими криминальными "бедами", как угоны, перебивка номеров или демонтаж на запчасти. В то же время эксперты предупреждают и о некоторых рисках, связанных с введением новой системы. Главный из них - традиционное недоверие к электронному формату. Например, если обратиться к практике введения электронных полисов ОСАГО, то водители зачастую предпочитают иметь бумажный бланк. Кроме того, как отмечает гендиректор компании "Перевозка" Алексей Владимиров, на сегодня сложилась практика, когда банки вполне охотно принимают бумажные ПТС в качестве залога. "Как подобные задачи будут решаться с электронным форматом, пока неясно. Хотя, с другой стороны, с ЭПТС можно не бояться потерять или повредить документ, который потом долго восстанавливать", - отметил он. Кроме того, существуют опасения, что мошенники смогут взломать электронную базу и воспользоваться данными в корыстных целях. Пока же достаточно сложно оценивать все "за" и "против" новой инициативы, поскольку на практике она проявит себя в полной мере не ранее следующего года.

Экономика Транспорт