Обе машины - и низкопольный городской автобус среднего класса Kursor производства Ликинского автобусного завода, и автобус малого класса производства Павловского автобусного завода "Вектор NEXT" - были представлены на Международном автобусном салоне Busworld Russia, который проходил в Москве с 25 по 27 октября.
Эти автобусы на рынке ждали давно. Ажиотаж вокруг "Вектора NEXT" начался задолго до запуска модели в серийное производство. Линейка Павловского автобусного завода, несмотря на традиционно повышенный спрос у всех категорий перевозчиков в России, давно требовала обновлений. Сегодня российский автопарк насчитывает порядка 164,7 тысячи автобусов марки ПАЗ, и это первое место в ТОП-10 автобусных марок, эксплуатирующихся на территории РФ.
В июне этого года долгожданная новинка пошла в серию, и на наших дорогах появился современный автобус малого класса, по техническому оснащению и дизайну не уступающий моделям признанных лидеров мирового автопрома. Построенный на шасси среднетоннажного грузовика "ГАЗон NEXT" "Вектор NEXT" фактически является продолжением флагманской линейки техники NEXT "Группы ГАЗ".
Модернизированное "газоновское" шасси обеспечивает приспособленность автобуса к передвижению по дорогам с различным покрытием и по бездорожью. Пневматическая тормозная система с дисковыми вентилируемыми тормозными механизмами передних и задних колес и ABS обеспечивают надежное замедление автобуса в любых дорожных условиях, антипробуксовочная система (ASR) существенно упрощает управление на мокрой дороге и в других условиях недостаточного сцепления колес с дорожным покрытием. Еще одно достижение инженеров "Группы ГАЗ" - новый четырехцилиндровый дизельный двигатель ЯМЗ-534 экологического класса "Евро-5". Именно этот силовой агрегат объемом 4,43 литра и мощностью 150 л. с. получил "Вектор NEXT".
Все три дня, что длилась работа салона Busworld, стенд "Группы ГАЗ" был полон посетителей. Представители транспортных компаний, дилеры, эксперты и журналисты специализированных СМИ - все сходились во мнении, что автобус, которого так долго ждали, должен коренным образом изменить ситуацию в системе городских и пригородных перевозок в нашей стране. Особенно актуальна эта проблема для регионов, где в отличие от столицы дорожная и транспортная инфраструктура оставляет желать лучшего.
Обновление назрело давно. По данным статистики, средний возраст автобусного парка в России превышает 15 лет, при этом 44 процента - это машины старше 15 лет. Вывод - почти половина всех автобусов на наших дорогах работают на пределе своих возможностей. Исключение, пожалуй, составляют Москва и Московская область. Здесь за последние несколько лет был существенно обновлен парк пассажирских автобусов. При непосредственном сотрудничестве с "Группой ГАЗ" Москва пополнила свой парк почти на 5000 новых машин, Московская область - на 1648 единиц. Большая часть из них - автобусы производства Ликинского автобусного завода.
Выступая на пресс-конференции, прошедшей в рамках Busworld Russia, президент "Группы ГАЗ" Вадим Сорокин отметил важную роль Москвы, задающей высокие стандарты в развитии системы общественного транспорта для всей страны. Сотрудничество столичного правительства и "Группы ГАЗ" дало новый толчок к развитию и модернизации автобусной линейки. В автобусы было внесено более 250 изменений, направленных на улучшение качества и потребительских свойств машин. Так базовые комплектации машин были оснащены климатической системой, аппарелью для пассажиров с ограниченными физическими возможностями, системой навигации ГЛОНАСС. В эти и другие усовершенствования было инвестировано свыше 400 миллионов рублей.
Активно развивается сотрудничество и с Московской областью. Только в 2016 году регион получил 511 единиц новых низкопольных автобусов среднего класса, спецификой которых является обслуживание маршрутов с низким и средним пассажиропотоком. На выставке эта модель впервые была представлена в России под собственным именем Kursor.
Уникальность этого городского автобуса заключается в том, что при длине кузова в 9,5 метра машина имеет полностью низкий пол, позволяющий обеспечить максимально комфортную посадку всех категорий пассажиров, включая маломобильных граждан и лиц с ограниченными возможностями. Ранее машины такого класса в России были преимущественно полунизкопольными. Подмосковный ЛиАЗ фактически изменил традиционное представление о небольшом городском автобусе. Машина также оснащена системой kniling (наклон кузова в сторону дверей на 7 градусов) и механической аппарелью, облегчающей доступ маломобильных пассажиров в салон. Автобус получил силовой агрегат Ярославского моторного завода - ЯМЗ-530 мощностью 210 л. с. экологического стандарта Евро-5. А главной новацией этой модели стала мультиплексная система управления, построенная по модульному принципу, позволяющему наполнять функционал автобуса различными опциями в зависимости от требований перевозчика. Система может реализовать до 300 различных функций, среди которых система кругового обзора, пассивный круиз-контроль, система старт/стоп, а также автоматическая передача данных об автобусе на маршруте в центральную базу данных автопарка.
Фактически московский Busworld доказал, что ГАЗ действительно умеет делать технику мирового уровня. И победа представленных на выставке моделей в конкурсе "Лучший коммерческий автомобиль года в России" стала тому очередным подтверждением.