Оставшиеся с советских времен трубопроводы и водонапорные башни во многих селах пришли в аварийное состояние и фактически не используются. Реконструировать объекты за счет муниципалитетов и граждан чаще всего не удается - денег не хватает. Так, в селе Девица под Воронежем на одной из улиц воду отключили два года назад. Люди сбрасывались на ремонт автоматики - не помогло. Не редки случаи, когда на средства населения были выполнены проекты модернизации или строительства водопроводов, но ожидать бюджетного софинансирования из бюджетов приходится годами.
Целевая программа "Чистая вода" в Воронежской области действует с 2011 года. Изначально средства на нее поступали из бюджетов всех уровней, но спустя пару лет федеральная поддержка прекратилась. Областные власти от своих обязательств не отказались, но сроки реализации планов, естественно, растянулись. Всего по этой программе в регионе построили 229 объектов водоснабжения и водоотведения в 220 поселениях, сдавая в год по 130-150 километров сетей.
- Подчеркну еще раз: программа "Чистая вода" действует, просто по ней обнулили финансирование на федеральном уровне. А граждане буквально в последние годы сделали проектно-сметную документацию за счет собственных средств, и эти проекты уже предъявлены власти, и все надеялись на то, что ФЦП будет продолжена. Считаю, что можно на нее найти деньги в 2017 году и она должна войти в так называемые стратегические приоритеты. Надеемся, что совместная позиция регионов и Совета Федерации будет услышана, - пояснил глава Воронежской области.
Не менее актуальным вопросом глава региона назвал закредитованность абсолютного большинства субъектов РФ. Долговая нагрузка приводит к тому, что региональные власти отказываются от бюджетов развития, а это только усугубляет стагнацию национальной экономики. Такие выводы подтверждают в Независимом институте социальной политики, который систематически отслеживает влияние кризиса на регионы страны. За первое полугодие общий объем их долга не изменился и составляет 2,66 триллиона рублей. Его структура улучшилась: доля дорогих банковских кредитов сократилась с 44 до 35 процентов, а доля сверхдешевых бюджетных выросла с 34 до 45. "Такое же улучшение происходило и прошлым летом, но к концу 2015 года регионам пришлось опять брать дорогие займы в банках, чтобы выполнить расходные обязательства", - отмечают эксперты. Среди наиболее закредитованных регионов по-прежнему числятся Костромская и Смоленская области. Почти во всех субъектах РФ с высокой долговой нагрузкой она продолжает расти - так, в Ярославской области увеличение за полгода составило порядка 15 процентов. Рост доходов бюджета затормозился из-за стагнации поступлений налога на прибыль и резкого сокращения трансфертов из федеральной казны.