Кострому и Шунгу разделяют всего девять километров и две деревни: Некрасово и Стрельниково. В последние годы Шунгенское сельское поселение неофициально приобрело статус местной "Рублевки": здесь ведется активное коттеджное строительство, дома в окрестностях охотно покупают и строят предприниматели, чиновники, депутаты.
Словно в качестве подтверждения "особого" статуса отдельных жителей Шунги, сразу за дорожным указателем "Кострома" неожиданно начинается трасса с добротной дорожной разметкой, знаками, "лежачими полицейскими" и невероятно ровным асфальтобетоном. Однако за границами Шунги добротное полотно столь же резко заканчивается, и машину начинает трясти на ямах и выбоинах. Местные жители шутят: "дома важных людей проехали - вот и дорога закончилась".
Порадовавшись за жителей "костромской Рублевки", на выезде из Шунги в Саметь я отметила, что и здесь виднеются следы свежего ремонта. Но ремонта в основном ямочного. На старом, выцветшем светло-сером асфальте над поверхностью выступают положенные кое-как заплаты. На теле дороги они выглядят словно кривые шрамы. При этом состояние обочин говорит о том, что пока заплат не было, именно кромка трассы служила автомобилистам основным направлением объезда глубоких ям. Впадины на обочине после проведенного ремонта, судя по всему, так и не попали в поле зрения бригад.
На отдельных участках новая дорога вообще выглядит странно: по ширине она примерно на полметра уже, чем ранее уложенное полотно, и эта разница очень бросается в глаза. На въезде в Саметь на кромке дороги возле заброшенной фермы с провалившейся крышей валяются кучи земли, асфальтовой крошки и даже обломки кирпичей. Учитывая, что освещение на трассе отсутствует, резонно предположить, что с наступлением сумерек дорога автоматически превращается в "убийцу" колес и дисков.
Кое-где шунгенская трасса отремонтирована так называемыми "картами" - участками сплошной заливки по несколько десятков метров. Однако состояние промежутков между "картами" заставляет водителей, дорожащих подвеской, резко сбавлять скорость. Местами на "картах" виднеются следы вырубок свежего асфальта: судя по всему, недавно заказчики проверяли реальную толщину и качество дорожного покрытия на заплатках.
- За четыре года на ремонт 14-километровой дороги от Шунги до Пасынково выделено из бюджета области и Костромского района 40 миллионов рублей. Этого могло бы хватить на полную реконструкцию всего полотна. Однако дорога на всем протяжении была отремонтирована с помощью ямочного ремонта. В результате на пути от Шунги до Пасынково по-прежнему встречаются многочисленные ямы, а местные жители возмущены таким неразумным расходованием бюджетных средств, - рассказали в ОНФ.
Как рассказали жители деревни Петрилово, по разбитой дороге дети ездят в Шунгенскую школу на школьном автобусе. Однако из-за сплошных колдобин, которые негде объехать, время в пути увеличивается в два раза. А та дорожная разметка, которую ремонтники нанесли возле школы для обозначения безопасного пешеходного перехода, уже не видна, поскольку краску ремонтники положили прямо на песок.
После выезда на место общественники ОНФ обратились в региональный департамент образования и в администрацию Костромского района с просьбой взять под контроль маршрут до Шунги как несоответствующий нормативам безопасности.
В департаменте им ответили, что от Шунги до Самети продолжается ремонт дороги "картами" и ямочный, а от Самети до села Петрилово идет только ямочный ремонт. При этом, по данным властей, полный ремонт всего дорожного полотна на этом направлении в 2016 году изначально не планировался.
- Проверка регионального отделения ОНФ показала, что ямы по-прежнему на своем месте. На все ремонтные работы, проведенные с 2013 года, еще действует гарантийный срок.
Возвращаясь в Кострому через Шунгу, я решила заглянуть в местную администрацию, чтобы поинтересоваться у главы поселения, что он думает по поводу проведенного ремонта дороги. Однако Николая Старикина не застала.
- Все уехали, - пояснила секретарь.
Оглядев помещения администрации, отметила, что в кирпичном особняке советской постройки недавно проведен добротный ремонт. Пол и стены на обоих этажах отделаны хорошей керамической плиткой. Площадка же перед зданием, больше напоминающая минное поле, нежели центральную площадь села, предательски сообщила, что, в отличие от властных кабинетов, до ее ремонта в Шунге ход тоже пока "не дошел".
В тюмени умудрились заасфальтировать участок дороги, который пересекают по диагонали, прямо по проезжей части, две мощных опоры ЛЭП. Исполнители муниципального контракта ссылаются на "объективные причины", кивают на энергетиков: проблема, мол, в их нерасторопности. Центральный штаб ОНФ обратился в прокуратуру города с просьбой разобраться и наказать виновников.
Казус случился на улице 5-я Северная. Это окраина, район коттеджной застройки, не совсем упорядоченной. Линия электропередачи давно идет поперек дороги. Автомобили, лавируя вправо-влево, привычно объезжали опоры. Обошли их, почесав в затылке, и укладывавшие асфальт рабочие: оставили прямоугольные пятачки с щебеночной отсыпкой возле железобетонных столбов, проведя горизонтальную разметку. "Свои обязательства выполним, а за непреодолимые обстоятельства не отвечаем". Энергетики пообещали "выкорчевать" столбы в ближайшее время, проплешины заасфальтировать. В муниципалитете с одной стороны недоумевают, почему ЛЭП проложили столь чудным образом, с другой, - предлагают войти в положение компании: "Быстро демонтаж не произведешь. Процедура длительная".
Между тем в Тюмени летом уже прокладывали путь, не замечая искусственных препятствий. Правда, на тротуаре. Его, и без того узкий, разметкой разделили на улице Щербакова на две полосы. Одну для пешеходов, другую для велосипедистов. Последним, чтобы не травмироваться, не столкнуться с прохожими, оставалось спешиться, ибо велодорожка шла "сквозь" фонарные столбы. После едких реплик горожан в Сети чиновники открестились от проекта "модернизации" тротуара, вина списана на бездумных исполнителей.
Подготовил Анатолий Меньшиков (Тюмень)