В Воронеже побывали Дюймовочка на пуантах и Ель-карьеристка

По-новому взглянуть на знакомые сказки предложили участники театрального фестиваля "Маршак", который проходит в Воронеже на осенних каникулах. В балете "Дюймовочка" сделали акцент на внешней красоте его историй. В моноспектакле "Ель. Андерсен" обнажили "скелет" его философии.

Хореографы "Балета Москва" Анастасия Кадрулева и Артем Игнатьев удачно наложили сказку на "Времена года" Чайковского. Сюжет приспособили к восприятию самых маленьких зрителей. Дюймовочку здесь нафантазировала девочка Соня: поселила в кукольный домик, уложила спать и… потеряла из виду. А дальше все почти по Андерсену: героиню крадут лягушки (вернее, головастики), спасает мотылек, принимает на постой мышь…

В оригинале злоключения Дюймовочки вертятся вокруг того, что ее вечно хочет взять замуж кто-то "не тот". В балетной версии тема страдания и смирения перед ним, за которое у писателя героине воздается сторицей, отодвинута на самый дальний план. Крошечная красавица, похоже, легко вписывается в любой коллектив: с бабочками (или рыбами - мнения в зале разошлись) порхает, с мышами забавно семенит, да и на балу у крота не выказывает особого отвращения к жениху. В финале она встречает принца-эльфа (девочка Соня, для симметрии, без пары тоже не остается), возвращается в кукольный дом и закатывает там пир вместе со всеми персонажами сказки. Крот целует ей руки, головастики очень извиняются за свои былые проказы. Добро торжествует - хотя, по большому счету, не очень-то на него и покушались.

Для детворы такой спектакль более чем притягателен: музыка чарующая, костюмы яркие и загадочные - можно наперебой угадывать, кто из танцоров кого изображает, не соскучишься! Вместо традиционных для большой "оперно-балетной" сцены громоздких, многослойных и многоярусных декораций - крупные детали-знаки и нехитрую анимацию на заднике. У некоторых персонажей есть характерные движения (особенно живую реакцию вызывает, конечно, громадный паук), что помогает освоить язык хореографии.

Но вот какую мысль этим языком хотели выразить в "Дюймовочке", понять не просто.

В противоположность балету, моноспектакль "Театра.doc" извлекает из Андерсена сплошные мысли - в высшей степени поучительные. Сильных эмоций тут ждать не стоит, зато есть над чем пораскинуть умом. И есть - в том числе в Воронеже - серьезные дети, которым именно этого и подавай.

От истории Ели тут оставлен жесткий "скелет". Меланхоличные описания выведены за текст, их заменяет видеоряд в духе детских игр для планшета (и то правда: героиня живет в плоском придуманном мире, ее образ обретает объем лишь ближе к концу - по мере старения). Монологи героини, наоборот, расширены, чтобы обаятельной Ксении Орловой было что играть. От андерсеновских старомодных красивостей режиссер Варвара Фаэр отказывается с той же решительностью, с какой поэзия XXI века отвергает рифму, гармонию и "высокий штиль".

У датского сказочника елочка мечтает о подвигах и славе, в общем, по неопытности. В "Театре.doc" Ель, вполне в духе времени, не наивная простушка, а… самовлюбленная карьеристка какая-то! Быть маленькой ей не просто обидно - оскорбительно. Шумные дети вокруг не докучают - злят. Расставаться с родным лесом ни капли не грустно… Чтобы у зрителя уж совсем не осталось сомнений в том, что Ель зря не ценит свое настоящее, в ключевые моменты спектакля звучит "голос свыше", сопровождаемый вспышкой света.

Героиня Андерсена, сокрушаясь о непутевой жизни, беспомощно сгорает со вздохами - мол, "все имеет свой конец". Варвара Фаэр жалеет детскую психику: душа ее Ели остается бессмертной и поет о том, что чудеса случаются, пока мы их ждем.