01.11.2016 13:06
    Поделиться

    Банкиры нашли способ бороться с гангстерами

    В Петербурге растет число налетов на банки и структуры, работающие с крупными суммами наличности. За прошлый месяц в Северной столице ограблен один банк, три офиса МФО, вскрыто пять банкоматов. Из всех этих преступлений пока удалось раскрыть только одно - по горячим следам полицейские задержали участников группы, которые пытались открыть банкомат на проспекте Просвещения. При этом специалисты отрасли признают: далеко не все преступления попадают в полицейские сводки.

    К банкомату - с пылесосом

    - В Петербурге 4-5 месяцев назад появился новый вид преступления, когда из банкомата буквально выкачиваются наличные деньги, - сообщил заместитель председателя правления одного из крупнейших банков России Станислав Кузнецов на конференции по инкассаторской деятельности, которая проходила в Петербурге.

    По словам эксперта, он озвучил проблему, когда она в целом уже была решена. Оказалось, что вскрыть таким способом можно было лишь один вид банкоматов от определенного производителя. Технологический недочет был выявлен службами безопасности после первого же эпизода, потом несколько месяцев потребовалось банку, чтобы убедить производителя изменить модификацию.

    Согласно полицейским сводкам, с начала года в Петербурге было 15 нападений на банкоматы. В пяти случаях злоумышленники не успели вскрыть устройство. Еще в трех случаях грабителей задерживали. Во всех остальных эпизодах ни преступников, ни деньги найти пока не удалось.

    По данным МВД России, за прошлый год число нападений на банкоматы выросло в три раза. В ответ на действия гангстеров банки заказывают аппараты с усиленной защитой, увеличивают количество видеокамер в мини-офисах и... снижают количество банкоматов.

    По словам Кузнецова, только один банк и только за один год закрыл 10 тысяч банкоматов. В этом году кредитная организация ликвидирует еще 7-8 тысяч аппаратов.

    И дело тут не только в налетчиках: безналичный расчет становится нормой жизни, все больше людей расплачиваются карточками и сводят к минимуму использование наличности. Соответственно, необходимость в банкомате в шаговой доступности в любое время суток отпадает.

    Миллиард - исключение

    Согласно полицейским сводкам, с начала года в Петербурге ограбили семь банков. Три преступления раскрыты, одна попытка хищения денег предотвращена. Речь идет об отделении банка на Индустриальном проспекте. В подвале дома, где располагается учреждение, был обнаружен подкоп. Воспользоваться им злоумышленники не успели.

    В небольших отделениях банков введен лимит на выдачу средств в кассах. Для получения больших сумм нужно сделать предзаказ за сутки

    Остальные преступления по Уголовному кодексу можно квалифицировать как грабеж и разбой. Самое громкое ЧП произошло в январе, когда из ячеек банка, расположенного на площади Победы, вынесли один миллиард рублей. Следствие без труда установило схему - один из злоумышленников арендовал по поддельному паспорту банковскую ячейку и в день "икс" прошел в хранилище. Там он связал операционистку. Трое его подельников в это же самое время ворвались в банк с черного хода. За несколько минут они опустошили 134 ячейки и скрылись.

    Во избежание репутационных рисков банк выплатил клиентам утерянные суммы. Преступники пока не найдены. Но если ограбление на миллиард вошло в историю Петербурга, то в других случаях суммы значительно меньше.

    - Службы безопасности банков тоже проводят работу над ошибками и постоянно совершенствуют свою деятельность. Вводятся многоступенчатые системы по защите средств. Поэтому просто так сделать подкоп и пробраться в хранилище в крупном банке практически невозможно. В небольших отделениях банков вводятся лимиты на выдачу средств в кассах. Например, если клиент хочет снять со своего вклада сумму до 100 тысяч рублей, то в Петербурге в большинстве банков ему беспрепят-ственно выдадут деньги. Если сумма больше, то ему необходимо сделать предзаказ за сутки. Такая система позволяет хранить в отделениях относительно небольшие суммы, и ограбление банка перестает быть "высокомаржинальным" преступлением, - поделился информацией с корреспондентом "РГ" начальник службы безопасности одного из банков.

    В разных красках

    Эксперты полагают, что скоро могут стать бессмысленными и нападения на инкассаторов. В прошлом году по всей стране произошло 15 таких преступлений. Но, несмотря на небольшое количество эпизодов, ущерб от таких действий серьезный, ведь в руки преступников попадают единовременно десятки миллионов рублей.

    Заместитель начальника II Управления организации борьбы с преступлениями против собственности ГУ уголовного розыска МВД РФ Владислав Парамонов утверждает: на инкассаторов нападают хорошо организованные преступные группировки. И деньги, полученные таким путем, идут на финансирование криминалитета.

    Несколько лет назад банки нашли способ бороться с нападениями, и сейчас в Москве ставится эксперимент: в столице инкассаторский автомобиль оборудовали огромным количеством видеокамер. В салоне находится один человек. Он и водитель, и инкассатор в одном лице. За всеми его действиями наблюдают операторы.

    Деньги собираются не в мешки, а в специальные контейнеры. При этом машина не бронированная. Если автомобиль без происшествий попадает из точки "А" в точку "Б", то процедура передачи средств проводится в обычном режиме. Но если на машину нападают, или она резко меняет маршрут, то в контейнерах срабатывает сигнализация, и все банкноты автоматически заливаются краской.

    Если эксперимент окажется удачным, то его распространят на всю страну.

    Обезопасить перевозку денег может еще и изменение правил дорожного движения. По словам председателя координационного совета отраслевой площадки по наличному денежному обращению Елены Меланич, сейчас инкассаторы подчиняются тем же правилам дорожного движения, что и все остальные автомобилисты. То есть инкассаторам нужно припарковать машину, а потом пройти несколько десятков метров с огромной суммой наличности в руках. По мнению эксперта, если для легальных инкассаторов сделать исключение и разрешить им парковаться там, где это будет безопасно, то у преступников останется еще меньше шансов напасть на перевозчиков.

    Внедрение новых технологий и изменения правил не только могут предотвратить ограбления, но и позволят вытеснить с рынка "серых инкассаторов".

    Дело в том, что помимо инкассаторов от Росинкасса и сотрудников банков, деньги перевозят частные охранные предприятия. В Петербурге такие услуги предлагают несколько десятков ЧОПов. При этом, в отличие от легальной инкассации, когда деньги от предприятия поступают в банк и сразу же переводятся на счет, при серой схеме никто не отслеживает, куда и зачем перемещаются миллионные выручки. Если "белые инкассаторы" получат технологическое преимущество и их услуги будут более безопасны для заказчика, то очевидно, что компании, работающие исключительно в легальном ключе, будут обращаться именно к ним. Перевозка денег ЧОПами может сохраниться, но только для частных клиентов.

    Правда, все эти технологические новшества вряд ли смогут победить "черную" инкассацию, когда деньги перевозят не официально зарегистрированные фирмы, а курьеры. Именно таким способом финансируются преступные схемы. Специалисты по экономическим преступлениям считают, что на таких курьеров чаще всего и нападают, ведь они не используют бронированные автомобили, деньги зачастую возятся даже в общественном транспорте. Эксперты говорят: когда в сводках появляется сообщение, что безработного петербуржца ограбили на несколько миллионов, это с большой вероятностью мог быть и курьер.

    Наличность привлекает криминалитет потому, что она анонимна. Но специалисты рынка отмечают, что с каждым годом технологии совершенствуются и появляются новые способы отследить путь банкнот. Еще в годы СССР после крупных ограблений банки сообщали правоохранительным органам серии украденных купюр, и если хоть одна из них всплывала в обороте, то это была первая ниточка к поимке преступников. Сейчас таких возможностей у полицейских еще больше. Даже банкоматы научились различать подозрительные купюры.

    Поделиться