01.11.2016 09:43
    Поделиться

    Как заманить на Дон винных пилигримов

    Туроператоры Ростовской области, вошедшие в донской винный кластер, разработали специальные туристические маршруты, которые знакомят гостей с виноделием региона. Инициатива хорошая, однако с испанскими или итальянскими подобными турами сравнивать пока сложно. Чего не хватает местным предпринимателям, чтобы вывести этот вид туризма на мировой уровень?

    Количество энотуристов, то есть тех, кто отправляется в путешествие для посещения виноделен, виноградников, тематических фестивалей, а также для дегустации местных вин, доходит в нашей стране до полумиллиона в год. Таковы данные агентства "Турстат". Причем наибольшей популярностью у винных пилигримов пользуется юг России: Краснодарский край, Ростовская область, Крым и Ставрополье. На первом месте в списке самых посещаемых мест оказался курорт Абрау-Дюрсо в Краснодарском крае. На втором - крымская Массандра. Но и Ростовская область держит марку. На третьем месте - винное хозяйство Эльбузд, что в Азовском районе.

    Чтобы привлечь еще больше гостей, год назад в регионе создан территориальный винный кластер "Долина Дона", в который вошли местные туроператоры. Времени с момента появления кластера прошло немного, да и не только развитие туризма входит в его задачи. Но кое-какие итоги подвести уже можно. Было разработано несколько специальных маршрутов с посещением наиболее интересных виноделен и виноградников. Гостей возят на традиционные фестивали и ярмарки, где автохтонное вино льется рекой. Однако сказать, что этот вид туризма приносит туроператорам и виноделам серьезную прибыль, никак нельзя.

    - Спрос рождает предложение, - по такому пути пошла наша компания, - рассказывает Наталья Белан, руководитель отдела приема местной туристической компании. - Туры для ценителей донского вина существовали и раньше. Но именно в этому году мы ощутили колоссальный интерес ростовчан и гостей города к виноделию. Фестиваль "Донская лоза", который проводится в области уже в 12-й раз, посетили более 10 тысяч человек. Современному туристу нужна не просто дегустация, но и яркое гастрономическое наполнение. Например, вместе с вином попробовать сыры местного производства. К сожалению, организовать подобные мероприятия способна не каждая донская винодельня.

    Если говорить об однодневных турах с размещением в Ростове-на-Дону, то прекрасным объектом винного туризма является комбинат шампанских вин с его многолетней историей производства и активной политикой приема турпотоков. Отмечу основную тенденцию последних лет: еще недавно донские виноделы видели свой бизнес только в производстве вина, сейчас они смотрят на опыт зарубежных коллег и формируют на базе виноделен инфраструктуру для приема туристических групп.

    По признанию хозяина частной винодельни, организация туров еще далека от совершенства. Вывести часть средств из основного бизнеса и влить их в развитие туристической инфраструктуры решается не каждый. Нет пока и оригинальных идей, как представить свою работу и организовать дополнительные услуги. В Италии, например, энотуризм ассоциируется с фешенебельными виллами, ухоженными виноградниками и песчаными дорожками с кустами роз на обочине. Во Франции могут предложить поселиться в старинном шато с современной сауной и даже устроить ванну с шампанским. Калифорнийские виноделы организуют свадьбы на своих виноградниках, и это приносит почти такой же доход, как и основной бизнес. Ростовская область пока таким размахом и разнообразием развлечений не отличается.

    В условиях мегаполиса есть возможность не только организовать дегустацию, но и поселить туристов в гостиницах с хорошим номерным фондом, представить все изыски донской кухни с соответствующим уровнем обслуживания. Как правило, в этом случае у клиентов не возникает замечаний по поводу условий проживания или питания. А вот о турпоездках в глубинку такого не скажешь. Спору нет, осмотр виноградников, сам процесс изготовления вина, живописные пейзажи вызывают неизменный интерес. Путешественников привлекает и так называемое гаражное виноделие. Маленькие предприятия нередко могут похвастать эксклюзивными напитками, попробовать которые можно только у них. Но незамысловатые удобства в сельской гостинице "подкислят" впечатления от дегустации самого прекрасного вина.

    Заказывают винные туры в основном корпоративные клиенты. Руководители мотивируют это тем, что, побывав в заграничных поездках, хочется испытать что-то подобное у себя дома, вместе с коллегами. Цены на эти поездки демократичными назвать нельзя. Чтобы отправиться с группой в однодневный тур, придется выложить чуть больше двух тысяч за человека. Входит в эту сумму проезд, работа экскурсовода по пути на винодельню, экскурсия по предприятию и дегустация. А поездка на выходные дни обходится в среднем от семи до десяти тысяч.

    - Энотуризм пользуется популярностью у жителей не только Ростовской области и других регионов России, но и у представителей ближнего и дальнего зарубежья - утверждает директор туристической компании Татьяна Дощенко. - Виноделием в регионе занимаются не менее 200 лет, из особых местных сортов винограда получаются вина благородного вкуса. Донские винные туры впечатлили англичан, французов и киприотов.

    Однако иностранцев пока мало, и они проявляют склонность, скорее, к крепким напиткам, к самогону и наливкам. Но туроператоры надежды не теряют.

    Уроженец Тосканы, славящейся виноделием, Альберто Горзони, помимо вежливых реверансов, высказал несколько дельных замечаний. На его взгляд, местным виноделам не хватает маркетинга и творческой подачи товара. Когда импозантный винодел презентует полную чудес историю создания напитка, рассказывает сагу о своей семье, занимающейся виноградарством чуть ли не со времен Стеньки Разина, содержимое бокала воспринимается как драгоценность. Но такого пиара он не увидел. Удивила итальянца и цена на автохтонные вина. Бутылку авторского вина на тосканских винодельнях можно приобрести за 6 - 7 евро. Российские элитные вина в несколько раз дороже, а по качеству же уступят итальянскому.

    Эксперты отрасли подчеркивают, что успех энотуризма зависит не только от усердия туроператоров и виноделов. Должны быть хорошие дороги, заправки, закусочные и гигиенические комнаты на маршрутах, развитая гостиничная сеть, магазины с местными винами и продуктами. Туристическим компаниям вкупе с виноделами такие задачи не потянуть, нужны усилия властей. А без этого поднять в регионе винный туризм на должный уровень будет сложно.

    Комментарий

    Андрей Гаврилов, президент Альянса туристических агентств России:

    - Винный туризм в чистом виде, чтобы люди специально ездили по виноградникам, у нас представить пока сложно. В некоторых регионах, где это позволяют природно-климатические условия, дегустация возможна как один из компонентов тура. Но потенциал у энотуризма, несомненно, есть.

    Поделиться