По оценкам экспертов, российский рынок спецтехники переживает самый затяжной кризис за последний десяток лет. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в первом полугодии рынок дорожно-строительной и спецтехники в РФ упал на 10 процентов. Причем падать ему довелось с низкого 2015-го, когда продажи рухнули на 65 процентов. Как отмечают в АЕБ, наиболее пострадали сегмент колесных экскаваторов (-26 процентов), гусеничных экскаваторов (-22) и экскаваторов-погрузчиков (-18 процентов). Так же наблюдается снижение спроса со стороны вторичного рынка. Впрочем, некоторый рост отмечен в продажах погрузчиков с бортовым поворотом (+6 процентов), самоходных грейдеров и сочлененных самосвалов (+ 8 и 9 процентов соответственно).
Причиной плохого самочувствия рынка в этом году стало введение утилизационного сбора, которое вызвало повышение цен и снижение спроса. В частности, введение утилизационного сбора не было достаточно продуманным в вопросе его распространения на производителей автоприцепов. Однако основная проблема снижения, начавшегося еще в 2014 году, заключается в отсутствии достаточного финансирования строительной отрасли, полагают эксперты. Очевидно, что дорожные фонды регионов и планы интенсивного развития местной дорожной инфраструктуры на практике не смогли в полной мере компенсировать снижение бюджетных средств на строительство новых дорог, а планы развития федеральной сети ограничились несколькими проектами, достаточно важными, но сконцентрированными на локальных участках.
Вызвав снижение предложений на рынке спецтехники, отложенный спрос в области дорожного строительства снял на время и актуальность проблемы обновления парка транспортных средств. Однако и эту проблему придется решать в случае восстановления рынка. Так, парк дорожно-эксплуатационной техники предприятий, выполняющих работы по содержанию дорог федерального значения, демонстрирует на сегодня низкий уровень технической оснащенности - всего лишь 48 процентов от нормативной потребности. Высокая степень характеризует и уровень физического износа работающей техники (75 процентов). По данным вице-президента, члена правления СРО НП "СПЕЦАВТОПРОМ" Юрия Шемчишина, из-за сверхнормативного износа в федеральных дорожных эксплуатационных предприятиях и предприятиях иных форм собственности списанию подлежат 40 и 35 процентов техники соответственно. При этом их потребность оценивается в 12,6 миллиарда рублей - это около 10,5 тысячи единиц техники. При этом прогноз выпуска новой строительной техники на 2016 год не превышает 0,58 тысячи единиц. И только к 2021году, согласно прогнозам, по самым оптимистичным сценариям развития выпуск может составить 1,54 тысячи штук ежегодно.
Напомним, что пик выпуска строительной спецтехники пришелся на 2013 год, когда было продано 2,28 тысячи штук. "Проблема заключается в том, что нас не устраивают темпы дорожного строительства. У нас есть приоритетные направления. Но для такой огромной страны этого недостаточно. На сегодня в отрасли сложились совершенно другие ожидания, чем то, что мы получаем сейчас", - констатирует Сергей Тен, член комитета Госдумы по транспорту и строительству.
Пока новые решения производителей в этом сегменте ориентированы преимущественно на решение индивидуальных задач заказчика. Так, например, недавние испытания новой техники Scania в Сургуте были связаны с запросами нефтегазовой отрасли. Как рассказал руководитель отдела продаж компании "ТюменьСкан" Павел Масланов: "Мы организовали масштабный тест-драйв техники, чтобы клиенты увидели, на что способны самосвалы на бездорожье. На испытаниях присутствовали представители 50 компаний, сферы бизнеса которых связаны с добычей нефти и газа". На рост производства рассчитаны и планы предприятия "АЛТАЙЛЕСМАШ". Здесь объем выпуска гусеничной техники лучшие результаты показал в 2013 году, когда выпуск составил 135 единиц. В последующие два года последовал незначительный спад, достигнув 130 единиц в 2015 году. Однако в планах на 2016 год заложены показатели в 150 единиц, с расчетом дальнейшего выпуска до 180 машин ежегодно.
Восстановление интереса к инфраструктурным проектам едва ли может случиться в отрыве от общего оживления экономики, считают участники рынка. Без серьезных структурных изменений экономической модели и возобновления доступа российских компаний на европейские рынки капитала перспективы развития не совсем радужные, уверен директор по развитию JCB в России Сергей Харитонов. Те проекты, которые еще можно считать "живыми", не обеспечивают нормальной загрузки мощностей, поэтому снижение производства неизбежно. "Учитывая такой тренд, сегодня мы предлагаем б/у технику с гарантией, трейд-ин и даже лизинг на подержанную технику", - рассказал он.
В то же время руководитель бизнес-дивизиона России и СНГ Hitachi Construction Machinery Исии Соносукэ уверен, что ситуация на рынке спецтехники своего дна уже достигла. По его мнению, сегодня серьезное влияние на рынок оказывают цены на нефть, однако при их закреплении на уровне 50 долларов и стабилизации рубля можно ожидать постепенного восстановления отрасли. "За последние два года мы отмечаем падение спроса на спецтехнику порядка 70-80 процентов в зависимости от класса. Если раньше среди покупателей встречались даже частные клиенты, реализующие мелкие проекты, то сейчас основной спрос идет от крупных компаний с государственным финансированием для участия в стратегически важных проектах: крупных инфраструктурных проектов, строительство нефте- и газопроводов", - отметил Соносукэ. В целом, тенденции на рынке спецавтотранспорта продолжают развитие негативных тенденций предшествующего периода, однако динамика спада все же замедлилась, а в наиболее выгодной рыночной позиции сегодня оказались нишевые сегменты, способные гибко реагировать на требования клиента.