Новости

01.11.2016 16:40
Рубрика: Экономика

Аренда в кузове

Спрос на лизинг подрос
Спрос на лизинг грузовиков, автобусов и спецтехники постепенно восстанавливается, отмечают участники рынка. Однако резкого роста продаж ожидать не стоит. "Мы наблюдаем картину, когда российские заводы в 2014-2015 годах сократили производственную программу, а сейчас зачастую не справляются с увеличением спроса. Это касается и автобусов, и троллейбусов, и грузовиков", - рассказал замгендиректора ГТЛК Владимир Добровольский.

Тем не менее популярность лизинга растет. Оборотных средств для покупки транспорта единовременно за полную стоимость бизнесу по-прежнему не хватает. Поэтому если в 2013 году в лизинг приобреталось 44 процента грузовиков, то в 2015 году уже 56, а в 2017 году, как ожидают участники рынка, доля лизинга приблизится к 70 процентам. "Малый и средний бизнес является основным потребителем услуг лизинга - спрос этой категории клиентов во многом определяет структуру рынка, - отметила директор департамента маркетинга и развития компании CARCADE Юлия Тарасова. - По итогам первого полугодия на сделки с МСБ пришлось 57 процентов от всего объема нового лизингового бизнеса. Для МСБ лизинг - это оптимальный способ приобретения транспорта и оборудования как в финансовом, так и в операционном плане".

Из-за роста стоимости иностранной техники компании стараются оптимизировать расходы, выбирая более экономичные варианты. Так, КАМАЗ в августе 2016 года продемонстрировал рост продаж на 34,8 процента по сравнению с прошлым годом, что даже превзошло ожидания самой компании. При этом продажи зарубежных грузовиков пока демонстрируют снижение. "Сегмент подержанной техники иностранного производства достаточно ограничен по объему, так как утилизационный сбор при ввозе б/у техники приводит к значительному удорожанию. Это нивелирует ценовую разницу между новой и подержанной техникой. А техника иностранного производства, которая была ввезена новой, и в конечном итоге попала на вторичный рынок, пользуется высоким спросом", - рассказал гендиректор "ТрансФин-М" Дмитрий Зотов.

Бизнесу не хватает оборотных средств для покупки транспорта

Однако и российские производители начинают повышать цены. Это связано в том числе с ростом цен на импортные комплектующие. "Если так будет продолжаться, то скоро российская техника сравняется по стоимости с импортными аналогами. И снова, к большому сожалению, наш производитель может проиграть в конкурентной борьбе", - считает Владимир Добровольский.

По словам Юлии Тарасовой, в этом году в рамках льготного лизинга наиболее востребованными марками у клиентов стали ВАЗ и ГАЗ. Сделки с автомобилями этих брендов составили почти две трети от общего количества договоров компании по госпрограмме. В ТОП-5 по льготному лизингу также вошли УАЗ (14 процентов), Mercedes-Benz (9) и КАМАЗ (6). "Более 70 процентов наших клиентов работают в сфере торговли и услуг, пассажирских перевозок и логистики. Именно поэтому повышенным спросом пользовались модели легкого коммерческого транспорта", - отметила эксперт.

Инфографика: Леонид Кулешов / Евгения Носкова

Заместитель генерального директора "ВЭБ-лизинг" Алексей Черников подчеркнул, что субсидии от государства дают бизнесу дополнительную финансовую возможность в решении своих задач, и это актуально в условиях снижения потребительского спроса. "Как была использована эта возможность - это другой вопрос. Часть предпринимателей ускорили обновление или расширение основных средств бизнеса, другая часть переориентировала бизнес на отечественные бренды или смогла вместо б/у позволить себе приобрести новое транспортное средство, а субсидию направила на другие цели", - рассказал он.

В ВТБ рассказали, что в этом году наблюдался повышенный спрос на категории транспортных средств, которые попадают под программу минпромторга. В период действия программы доля льготного лизинга доходила до 40 процентов от общего объема лизинговых сделок.

Субсидии от государства дают бизнесу дополнительную финансовую возможность в решении своих задач

Как правило, в сегменте лизинга спецтехники самые выгодные предложения исходят от совместных программ лизинговых компаний и производителей. Независимым лизинговым компаниям очень сложно конкурировать с ними по условиям. По кэптивным программам партнеры - лизинговая компания и производитель - сразу договариваются о специальных условиях сотрудничества по срокам, авансам и ставкам. "Производитель дает лизинговой компании возможность предлагать лучшие ставки за счет собственных субсидий. Лизинговые программы от производителей спецтехники стратегические, направленные на долгосрочное сотрудничество", - рассказала руководитель JCB Finance России и СНГ Оксана Евтушевская.

Помимо скидок от поставщиков существуют различные программы субсидирования. Так, например, "ТрансФин-М" включена в программу финансирования Республики Беларусь. "Таким образом, мы можем предоставлять клиенту технику и оборудование белорусского производства по значительно более низким, по сравнению с рыночными, ставкам", - рассказал Дмитрий Зотов.

Средний срок лизинга составляет от 3 до 5 лет. Минимальный аванс все игроки рынка понизили, и сейчас он составляет 10-15 процентов. "По средним ставкам сказать сложнее - для каждого типа клиентов предлагаются разные ставки, - отметил Владимир Добровольский. - Одно можно сказать определенно: ставки сейчас падают, причем достаточно значительно. Если в начале года ставка в 20 процентов звучала не так устрашающе, то сейчас и 15 процентов могут оказаться непосильными для лизингополучателя". Эта тенденция может продолжиться, считает эксперт.

Самые выгодные предложения исходят от совместных программ лизинговых компаний и производителей

Для МСБ при автолизинге также важен вопрос о том, что делать, если в какой-то период доходность снизится и возникнут проблемы с выполнением обязательств по договору лизинга. В этом случае главный риск клиента - это изъятие автомобиля компанией-лизингодателем. Лизинговые компании предлагают опции, значительно снижающие саму вероятность наступления подобных событий. "К услугам клиентов - возможность переноса очередного платежа на будущие периоды, реструктуризация договора со снижением размера ежемесячной нагрузки, экономия за счет оплаты КАСКО в рассрочку и другие решения, позволяющие клиентам оставаться "в договоре" и продолжать коммерческую эксплуатация транспорта", - отметила Юлия Тарасова.

Алексей Черников рассказал, что примерно половина клиентов предпочитают аванс 30 процентов. "При том что мы предлагаем разнообразные финансовые решения в зависимости от потребностей клиента, минимальный аванс традиционно не пользуется спросом, так как несет с собой дополнительное удорожание и высокие ежемесячные платежи", - добавил он. Что касается цен, то здесь "паритет", основные игроки предлагают сопоставимую стоимость финансирования.

Экономика Транспорт Российский автопром