"Верховный суд полагает, что надо работать над новой уголовно-правовой концепцией", - подчеркнул Вячеслав Лебедев. Это заявление прозвучало на совещании делегатов предстоящего Съезда судей РФ, которое вчера прошло в Московском областном суде. Председатель Верховного суда поддержал популярное в юридических кругах мнение, что Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы не должны часто изменяться.
"Я склоняюсь к тому, чтобы такие законы как Уголовный кодекс и Уголовно-процессуальный кодекс были стабильными, чтобы их содержание знало общество. Они основополагающие", - заметил Лебедев.
За 15 лет было принято 200 законов, вносящих различные правки в УПК. После очередных серьезных изменений в Уголовно-процессуальный и Уголовный кодексы в Верховном суде всегда вынуждены собирать научно-консультативный совет, чтобы разъяснить судьям смысл изменившихся норм, чтобы не было неправильных трактовок. Сейчас предлагается разработать в целом концепцию, какой должна быть система наказаний. В частности, предлагается ввести понятие "уголовный проступок", по которому не будет предусмотрено наказание в виде лишения свободы, сократятся сроки давности и не будет судимости у обвиняемого.
"Если впервые привлекают к ответственности за совершение нетяжкого преступления, то можно сначала привлекать к административной ответственности, а уже при повторном совершении к уголовной, - сказал Вячеслав Лебедев. - Но не сразу заводить уголовное дело при нетяжких преступлениях".
По его словам, ежегодно в суды поступают уголовные дела против примерно миллиона граждан, причем больше половины из них привлекаются к ответственности за преступление небольшой тяжести. Каждое четвертое дело за преступление небольшой тяжести судами прекращается по различным основаниям. Проблема в том, что если человека осудят за нетяжкое преступление, у него все равно останется судимость. Предлагается дать людям шанс исправить первую ошибку. Наказать, но не осудить. Если же человек вновь совершит преступление, то уже снисхождения не будет.
Еще одна новость: по мнению Вячеслава Лебедева, статья Кодекса судейской этики о конфликте интересов должна быть отредактирована. На практике сегодня фактически существует запрет для родственников судей работать адвокатами или правоохранителями. Просто потому, что семье придется выбирать: или отец работает судьей, или дети трудятся адвокатами, полицейскими, прокурорами и т.п. Кому-то придется уйти с работы. "Мы не найдем в России кандидатов-сирот, - сказал Вячеслав Лебедев. - Сегодня некоторые толкуют Кодекс о судейской этике так, что получается, что судья должен быть одинок. У него не должно быть вообще родственников в правоохранительной системе или адвокатской среде. Причем неважно, работает ли родственник руководителем или кассиром, или поваром в правоохранительных органах. Мое мнение: эта часть кодекса должна быть отменена".
Он напомнил, что процессуальные кодексы предусматривают самоотвод судьи на стадии рассмотрения дела, если есть подозрение на наличие конфликта интересов.
"Просто же не брать на должность судьи кандидата, у которого брат или сват работает прокурором или адвокатом, излишне", - полагает глава Верховного суда.