Два экспертных совета - драматического и музыкального театра - отсмотрели 939 спектаклей в 130 городах России, и в результате 429 "драматических" и 356 "музыкальных" командировок сформировали афишу фестиваля "Золотая маска". Он пройдет в Москве с февраля по апрель 2017 года. А продажа билетов начнется после двадцатых чисел декабря, когда номинированные театры определятся с датами и гастрольными площадками в столице.Самой большой оказалась номинация "Драма. Работа режиссера". В ней 28 фамилий по объединенному списку создателей спектаклей большой и малой формы. Гендиректору "Золотой маски" Марии Ревякиной даже пришлось пошутить на тему, что церемония награждения на этот раз обещает быть особенно длинной. Выдвинуты, в частности, "Гамлет" Льва Додина (Малый драматический театр), "Кира Георгиевна" Сергея Женовача (Студия театрального искусства), "Записки юного врача" Григория Козлова (Санкт-Петербургский театр "Мастерская"), "Русский роман" Миндаугаса Карбаускиса (Театр им. Маяковского), "Корабль дураков" Дениса Бокурадзе (Новокуйбышевский театр-студия "Грань"), "Последнее свидание в Венеции" Дмитрия Крымова (Школа драматического искусства), "Не все коту масленица" Виктора Шамирова (Театр им. Моссовета)…
Из полного списка номинантов (он опубликован на сайте "Золотой маски") в драме необходимо выделить еще пять названий театров из городов, впервые выдвинутых на национальную театральную премию: норильского Заполярного театра драмы (привезут "Дядю Ваню" Петра Шерешевского); Драматического театра из Шарыпово ("Жили-были" Константина Солдатова); театра "Парафраз" из Глазова ("Процесс" Дамира Салимзянова), Театра драмы им. Луначарского из Кемерово, который представит постановку "Мирение. Телеутские новеллы" и тверского Театра юного зрителя ("Пустота" Талгата Баталова). Кемерово, Шарыпово, Глазов, Норильск, Тверь - это нечто принципиально новое на фестивале, появившееся в результате приоритетного и самого похвального направления в подготовительной работе - расширения географии "Маски" за счет региональных театров.
В музыкальном театре в лидеры по номинациям вышел Большой театр: сразу шесть спектаклей, три балета ("Ундина", "Совсем недолго вместе", "Вариации на тему Франка Бриджа") и три оперы ("Катерина Измайлова", "Роделинда" и "Осуждение Фауста").
Всего в конкурсе фигурирует 74 спектакля (драма, опера, балет, современный танец, оперетта и мюзикл, кукольный театр) - и это только основная программа. Формирование внеконкурсных программ еще продолжается и будет включать в себя "Детский Weekend", "Золотую маску" в кино и в городе, "Russian Case", "Маску Плюс" и проект "Лучшие спектакли в городах России и странах Балтии", который перенесет избранное из "Маски" в Санкт-Петербург и Череповец. Ранее лучшие спектакли принимали у себя Сочи, Воронеж, Саранск, Ростов Великий, Петрозаводск, Пермь и города Латвии и Эстонии.
Цена такого театрального разнообразия - 89 миллионов рублей, выделенных Министерством культуры России на все программы "Маски" (65 из них пойдет на конкурсные), плюс спонсорские средства.
Александр Журавский, заместитель министра культуры РФ:
- Это первый сезон, в котором реализуется практика нового подхода в формировании экспертного совета, и провели мы его в плодотворном диалоге. В любой национальной премии, в любом национальном фестивале должны быть свои константы и свои переменные. Константа для театрального конкурса - это хороший театр. Театр, который открывает новые перспективы и развивает традиции. Театр, за который не стыдно, и театр, который конкурентоспособен в условиях многообразных культурных форм и авторских замыслов. Лонг-лист премии и представленные списки номинантов, на мой взгляд, являются взвешенными и содержательными с точки зрения как режиссерских традиций, так и режиссерских новаций, которые существуют на театральном пространстве России. За это отрадно, и это результат как раз тех новелл в системе организации театральной премии, о которых с Союзом театральных деятелей, с профессиональным сообществом мы договаривались в прошлом году и которые сейчас реализуются.
Ротация экспертного совета - это одна из перемен. Второе важное изменение - это учет того культурного многообразия, которое существует в нашей стране. Когда мы год тому назад рассуждали (еще с прошлым экспертным советом. - Прим. ред.), что бы хотелось сделать лучшего для хорошего, мы говорили о том, как мало представлено регионов в лонг-листах и номинациях. Тогда многие театральные критики убеждали, что две столицы все покрывают, а все остальное не очень содержательно. Смешная ситуация, ради интереса я попросил поднять руки тех, кто родом не из столицы. Оказалось, что более семидесяти и даже восьмидесяти процентов. На что я задал вопрос: коллеги, если вы те, кто представляет собой цвет театроведения, оценивает театральные предложения в стране, то почему вы считаете, что другие цеха - режиссерские, актерские - не могут развиваться в провинции?
Сейчас мы видим, что в регионах действительно творят очень перспективные молодые режиссеры. Я думаю, это одно из тех достоинств, которые появляются у национального конкурса.
Не как заместитель министра культуры, а просто как зритель я могу сказать, что мне нравятся те номинанты, которые были представлены, и взвешенный подход в их отборе. Хотя, как я слышал, такого количества заседаний экспертных советов в истории "Маски" еще не было. Наверное, помимо количества командировок стоило бы озвучить и сколько времени было потрачено коллегами экспертами на обсуждения, кто засуживает лонг-листа и кто заслуживает номинации. Я хочу поблагодарить всех, кто участвовал в этом проекте, за взвешенный подход. Мы часто принимаем какие-то полярные позиции по отдельным вопросам, но жизнь показывает, что мы все равно договариваемся и ради общего театрального процветания идем дальше более сплоченно.