02.11.2016 15:22
Поделиться

Белорусские полярники отправятся в Антарктику на российском корабле

В национальной академии наук Беларуси прошла встреча с участниками девятой национальной антарктической экспедиции перед их дальней дорогой на шестой континент.

Проводить шестерых полярников пришли сотни почитателей экстремальных путешествий, от студентов до ветеранов. Выставка фотографий и книг о предыдущих экспедициях, фото и автографы на память придали встрече особо теплую атмосферу. Однако на переднем плане оставались главные исследовательские цели предстоящей экспедиции.

- Будут продолжены научные исследования, начатые ранее, - раскрывает ее задачи председатель президиума НАНБ Владимир Гусаков. - Уже сделан большой научный задел в области изучения атмосферы, прибрежных вод, флоры и фауны Антарктики. Есть на этом континенте и некоторая растительность в виде мхов. В области физики будем изучать атмосферу, изменение климата. Специально для этого изготовили приборы - лидары, магнитомеры. Будем их испытывать там, тем более что намечаем их для продажи на экспорт. Есть заказы нашим полярникам на проведение тех или иных исследований от многих НИИ и организаций, и не только входящих в академию. В том числе они касаются выращивания некоторых видов сельскохозяйственных растений в этих суровых условиях.

Чтобы ученые могли комфортно жить и успешно вести исследования, сооружение первой белорусской полярной станции будет активно продолжено

А раз больше стало научных задач, то возросла на одного исследователя и сама экспедиция.

К Южному полюсу направятся шесть представителей Беларуси. Чтобы они могли комфортно жить и эффективно вести исследования, невзирая на сложнейшие погодные условия, будет продолжено сооружение первой белорусской полярной станции. И это лишь некоторые ожидаемые новации. Бессменный начальник белорусских полярных миссий Алексей Гайдашов считает, что наступает качественно новый этап этой большой работы:

- Во-первых, в этом году исполняется 10 лет присоединения Беларуси к международному договору об Антарктике. Во-вторых, начинается реализация очередной государственной полярной программы, рассчитанной на 2016-2020 годы. Ее коренное отличие в том, что Беларусь поставила перед собой амбициозные цели - завершить строительство первой очереди национальной антарктической станции. Это крайне необходимо. Раньше мы использовали строения, оставшиеся еще с советских времен, они уже порядком обветшали. Сооружение полноценной станции позволит нам провести в Антарктике первую зимовку, ориентировочно в 2020-2021 годах. Качественно новой является и научная программа экспедиции, состоящая из пяти разделов. Учитывая опыт предыдущих восьми лет реализации государственных программ изучения Антарктики, они нацелены на достижение конкретных результатов в научной сфере.

10 лет исполняется в этом году, как Беларусь присоединилась к международному договору об Антарктике.

Своя крыша над головой - особая забота и гордость белорусских полярников. Полярную станцию они сооружают на специальных стальных сваях из вагончиков-контейнеров по типу тех, что используют вахтовики на Крайнем Севере. Три контейнера установлены в ходе прошедшей экспедиции, в этот раз предстоит смонтировать восьмисекционную платформу и одну новую секцию установить. Ее назначение - обеспечить полярникам достойные санитарно-гигиенические условия. Можно будет и помыться как на Большой земле, и постирать. Цивилизация!

Белорусские полярники отправятся на шестой континент в ноябре и вернутся, предположительно, в феврале-марте. Эта экспедиция, как и предыдущие, тесно увязана с аналогичной российской миссией. Нынешним летом в НАНБ приезжала представительная делегация российского Арктического и Антарктического НИИ, где обсуждались условия доставки белорусских исследователей и грузов. В дальний путь по морям и океанам они отправятся вместе с российскими коллегами из Санкт-Петербурга на исследовательском судне "Академик Федоров". Многое зависит от того, насколько близко корабль сможет подойти к месту зимовки. Возможно, и за 40, и за 100 километров, отметил Алексей Гайдашов. Этот остаток пути люди и грузы проделают на российском вертолете.

ДОСЬЕ "СОЮЗа"

Российская и белорусская экспедиции будут находиться относительно недалеко друг от друга. Предполагается обмен результатами научных и метеорологических наблюдений и, конечно, взаимопомощь в чрезвычайных ситуациях. Как того и требуют полярные законы.