Напомним, ранее о перспективах введения ежегодных платежей для людей, нигде официально не работающих и не зарегистрированных безработными, сказал министр труда и соцзащиты Максим Топилин. Аргументировал он это так: подоходный налог с минимальной зарплаты составляет 11,7 тыс. руб. За тех, кто официально нигде не работает, взносы в систему обязательного медицинского страхования платит регион. В среднем это 8-9 тыс. Итого получается 20 тыс. руб.
По словам проректора Академии труда и социальных отношений Александра Сафонова, первое, что нужно сделать, - разобраться, с кого государство планирует брать платежи, кто эти люди, не платящие подоходный налог и взносы в соцфонды. Условно их можно разделить на несколько категорий. Первая - люди, живущие на проценты от банковских счетов, за счет сдачи жилья. Брать с них платеж вместо подоходного налога, как обозначил министр труда Топилин, незаконно, поскольку с этих своих доходов они и так платят налог на прибыль.
А вот прежде чем устанавливать взносы в соцфонды, надо понимать: одни получают ежемесячную прибыль, исчисляемую сотнями тысяч, если не миллионами рублей, у других же в банке может лежать миллион рублей, и они живут на проценты - 10 тысяч рублей в месяц, и их это вполне устраивает. Или сдают унаследованную квартиру, скажем, за 15 тысяч. Для таких людей ежегодный платеж в один только фонд ОМС в восемь тысяч рублей может быть весьма чувствительной суммой.
И уж тем более эта сумма может показаться неподъемной для жителей села, живущих за счет своего хозяйства. Часть выращенного урожая они продают, остальное потребляют сами, и денежные доходы такой семьи, как правило, очень скудны. Если ввести платежи, им будет проще зарегистрироваться безработными, чем пытаться самим себя прокормить. И государству это будет менее выгодно, чем текущее положение дел, поскольку в этом случае все равно придется делать за этих людей взносы в социальные фонды. Плюс - платить им пособие по безработице и вкладываться в программы занятости.
Еще есть люди, которые ухаживают за больными родственниками, пожилыми людьми, детьми. Делают они это часто тоже из бедности, потому что семья не может позволить себе оплатить сиделку. Будут ли им по карману восемь тысяч в год на ОМС, продолжает эксперт?
"Прежде чем вводить эту систему, нужно определиться, в отношении кого она будет применена, а также дифференцировать сбор для разных категорий плательщиков. Параллельно провести анализ, платежи какого размера население выдержит", - говорит Сафонов.
Кроме того, должна быть выстроена система обмена информацией между налоговыми органами, фондом ОМС, медучреждениями, определено, на какой объем помощи может рассчитывать человек, официально нигде не работающий и не платящий взнос, продумана новая система выдачи медицинских полисов. "Вводить систему взимания платежей нужно поэтапно. На первом этапе лучше установить для неработающих символическую сумму - 400-500 рублей в год. А уже потом говорить о ранжировании", - считает Александр Сафонов.
Эксперт также заметил, что сейчас в регионах бывают случаи, когда службы занятости ищут предлоги отказа безработным, которые обращаются за регистрацией, поскольку рост показателя безработицы невыгоден губернаторам. И соответственно, надо дать службам иные установки или принять меры по пресечению таких случаев, чтобы при введении платежей люди, выходящие из тени и желающие зарегистрироваться безработными, не оказывались между небом и землей.