В этом году социальная инициатива #Япрошла, стимулирующая женщин заняться профилактикой, охватила всю страну. В Москве, Казани, Ростове-на-Дону, Ярославле, Благовещенске, Екатеринбурге, Самаре, Кирове и других регионах при поддержке благотворительной программы "Женское здоровье" тысячи женщин прошли необходимую диагностику и узнали, как правильно относиться к своему здоровью.
На вопросы "РГ" ответила руководитель Национального центра онкологии репродуктивных органов МНИОИ имени Герцена, профессор Надежда Рожкова.
Рак груди - самое распространенное онкозаболевание у женщин. С какого возраста нужно обследоваться? С какой регулярностью?
Надежда Рожкова: Если нет никаких жалоб, женщинам от 20 до 35 лет нужно посещать гинеколога раз в два года, при наличии жалоб - обследоваться с помощью УЗИ и маммографии. После 35 лет - обязательно раз в два года проходить рентгеновскую маммографию при отсутствии изменений в молочных железах. Если обнаружатся уплотнения, новообразования, тянуть с дообследованием нельзя.
Кроме того, разумная, грамотная женщина самостоятельно следит за состоянием своей груди. Это совсем несложно - регулярно в душе или просто перед зеркалом провести самообследование руками. Обнаружите уплотнения, болезненные участки, изменения сосков или кожи, увидите выделения из соска (вне периода беременности и лактации) - сходите к доктору, проверьтесь.
Увеличивается ли риск заболеть с возрастом, после наступления менопаузы? Есть ли какая-то закономерность частоты возникновения заболевания в зависимости от размера молочных желез, количества родов, наличия абортов, а также тем, кормила женщина грудью или отказалась от этого?
Надежда Рожкова: Возраст старше 40 лет и поздняя менопауза относятся к основным факторам риска возникновения заболевания. Поэтому необходимо обязательно проходить плановые маммографические обследования, а женщинам моложе35 лет - ультразвуковые исследования.
Как ни банально звучит, но женщина, которая хочет избежать онкологического заболевания груди, должна выполнять свои женские репродуктивные функции - рожать детей и кормить их грудью. В этом смысле статистика неумолима: рожавшие женщины гораздо реже страдают раком молочной железы, чем нерожавшие.
Почему молодым женщинам вы рекомендуете делать УЗИ, а дамам в возрасте - маммографию?
Надежда Рожкова: В молодом возрасте ткань молочной железы плотная, поэтому ультразвуковое обследование дает хорошие результаты. После 40 лет увеличивается содержание жировой ткани в молочных железах, что существенно затрудняет визуализацию опухоли на УЗИ. Поэтому женщинам за сорок рекомендуется проходить маммографию, которая позволяет четко визуализировать структуру опухоли. Если же в молодом возрасте появились жалобы, а тем более уплотнения в молочной железе, то показана маммография в сочетании с ультразвуковым исследованием. Несмотря на множество новых технологий, маммография остается "золотым стандартом" диагностики рака груди.
Есть ли какие-то факторы риска, исключив которые можно уменьшить вероятность заболеть?
Надежда Рожкова: Прежде всего это избыточный вес, приводящий к дисбалансу работы всех систем организма, вредные привычки, психоэмоциональное напряжение, отсутствие стрессоустойчивости, отказ от выполнения естественных репродуктивных функций.
Необходимо научиться ответственно относиться к своему здоровью: правильно питаться, управлять стрессом, позитивно относиться ко всем проявлениям жизни и радоваться малому, не растрачивать свою энергию понапрасну. Как уже было отмечено, к ключевым факторам риска относятся возраст старше 40 лет, поздняя менопауза. Также нужно быть к себе особенно внимательной, если случались травмы молочной железы, имели место предшествующие секторальные резекции, гинекологические заболевания, а также если у мамы, бабушки, сестры был рак груди.
Сегодня уже точно известно, это установлено многочисленными исследованиями, что в 5-10% случаев злокачественные новообразования молочной железы связаны с неблагоприятной наследственностью. При наличии семейного анамнеза необходимо сделать ДНК-исследование крови на мутации генов BRCA, чтобы установить, насколько высок риск развития онкологического заболевания.
У всех в памяти история Анджелины Джоли, у которой онкологического заболевания не было, но тем не менее она пошла на удаление груди. Операция, как объясняла и сама актриса, и ее врачи, была необходима, поскольку у нее был очень высокий риск заболеть именно из-за наличия той самой генной мутации. Поясните, пожалуйста, в чем тут дело. Дают ли подобные прогнозы в нашей стране?
Надежда Рожкова: Добровольное лишение себя обеих молочных желез - это было сознательное решение актрисы. Не могу сказать, что приветствую этот выбор и как врач, и как женщина. Мнения специалистов расходятся: часть онкологов считает, что Джоли поступила правильно.
Но понятно, что подобная операция - мастэктомия - это тяжелая и физическая, и психологическая травма для женщины.
Я считаю, что подходить к решению таких вопросов стоит крайне взвешенно. За сохранность своего организма всегда надо бороться. Тем более если речь идет не об уже поставленном диагнозе, а только о предрасположенности к нему.
Сегодня существуют специальные препараты, принимая которые можно существенно снизить риск возникновения онкологического заболевания. Но если болезнь все-таки проявится, ее можно полностью вылечить на самой начальной стадии. Кроме того, даже в случае обнаружения опухоли врачи активно борются за сохранение молочной железы, потому что ни один имплант не заменит здоровой "родной" ткани.
Много говорят о том, что в последние годы рак груди успешно лечится. Но многие женщины, обнаружив уплотнение в груди (и даже в случае, если неблагоприятный диагноз уже поставлен) тянут с радикальным лечением, так как не хотят удалять грудь. Что можно сказать по этому поводу?
Надежда Рожкова: И многолетние наблюдения специалистов, и мой личный опыт показывают, что болезни ни одного другого органа не вызывают у женщин такого страха, как проблемы с грудью. Поэтому если женщина узнает об онкологическом заболевании, то это часто ее очень деморализует.
К сожалению, женщины мало осведомлены о возможностях современной медицины, а они весьма значительны. Одно из последних достижений маммологии - методика аспирационной вакуумной биопсии - сочетает в себе два действия, которые сегодня выполняются уже в амбулаторных условиях: диагностическое и лечебное. Первое актуально, если нужно определить природу опухоли: в молочную железу вводится специальный инструмент, при помощи которого хирург получает частицу ткани, чтобы провести исследование. Второе назначение этой методики - лечение, но уже доброкачественных опухолей, которые не прощупываются или имеют размеры до двух сантиметров. Прибор используется тот же, но в этом случае с помощью вакуума он удаляет пораженные ткани, например, фиброаденомы, что исключает дальнейшие маститы при кормлении грудью.
Сегодня опухоль можно удалить в амбулаторных условиях под местным наркозом либо при рентгенологическом контроле, либо с помощью УЗИ. Уже через час женщина отправляется домой, а от операции у нее остается лишь малозаметный след на груди.
Кстати
Рак молочной железы является самым распространенным онкозаболеванием среди женщин во всем мире - на него приходится 16% всех случаев женской онкологии. Уровни заболеваемости во всем мире варьируются в широких пределах: в Северной Америке достигают 99,4 случая на 100 000 населения. В Восточной Европе, Южной Америке, Южной Африке и Западной Азии рак такой локализации встречается реже, хотя заболеваемость растет и здесь. Показатели выживаемости при раке молочной железы тоже сильно различаются - от 80% и более в Канаде, США, Швеции и Японии до примерно 60% в странах со средним уровнем дохода и до менее 40% в странах с низким уровнем дохода. Это связано с разным уровнем профилактики и диагностики, а также возможностью проведения эффективного лечения современными препаратами.