В Екатеринбурге введут новую методику оценки качества воды

Екатеринбургский водоканал вошел в список 300 пилотных предприятий, где с 2017 года начнут вводить технологическое нормирование. Об этом стало известно в ходе межрегионального экологического форума Innowater.

Как пояснила Татьяна Ковыршина, директор департамента технической политики и экологии Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения (РАВВ), реформа нормирования качества воды на основе наилучших доступных технологий (НДТ) началась еще в 2014 году, когда вышел 219-ФЗ. Закон внес много новаций в отрасль, в частности, приблизил предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в очищенных стоках к воде хозяйственно-бытового назначения. Раньше от водоканалов требовали показателей, лежащих за пределами возможностей оборудования, которое в массе своей еще советского производства.

- Реформа вселила в нас надежду: когда водопользователи перейдут на показатели, зависящие от наличия технологий очистки, то водоканалы смогут развиваться, а не влачить существование, - подчеркивает эксперт. - Раньше каждый хозяйствующий субъект был обязан разрабатывать нормативы сбросов (стоили подобные расчеты от 0,3 до 1,5 миллиона рублей), однако на выходе результат был все равно один: требовалось обеспечить ПДК как для рыбохозяйственных водоемов. Никто не мог их достичь, следовательно, принимались программы природоохранных мероприятий. Под них получали лимиты - и продолжали сбрасывать вредные вещества. По сути же никому не было дела, внедряешь ты новые технологии или нет. Такая игра шла много лет.

По подсчетам Министерства природных ресурсов РФ, в России сегодня порядка 400 тысяч водопользователей. Значительное воздействие на окружающую среду оказывают 12-15 тысяч из них. Именно они в обязательном порядке будут получать комплексное экологическое разрешение и переходить на технологическое нормирование, но произойдет это лишь в 2019-м. А чтобы заранее отработать все нюансы и выявить недочеты новой системы, для эксперимента отобрали 300 крупных "загрязнителей" из ряда отраслей: ТЭК, нефтехимии, металлургии, леспрома и производства стройматериалов. По просьбе РАВВ в этот список включили и 78 водоканалов. Все участники эксперимента в 2017 году примут участие в "деловой игре" по получению комплексного экоразрешения.

Росстандарт ввел в действие справочник НДТ "Очистка сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений и городских округов" еще с 1 января 2016 года. Его составители подчеркивают, что коммунальные предприятия, в отличие от индустриальных, сами не образуют отходов, а лишь концентрируют и трансформируют то, что поступает в их трубу. Они не могут напрямую влиять на модернизацию производства у абонентов. При этом доля затрат на очистку сточных вод в себестоимости продукции водоканала в десятки раз выше, чем у промышленников: до 100 процентов против 3-10.

Переход к нормированию на основе НДТ в сфере ЖКХ обязателен для объектов, у которых сбросы превышают 20 тысяч кубометров в сутки. Все загрязняющие вещества предлагается разделить на две группы: бытового происхождения, на которые технологии водоканала оказывают целенаправленное воздействие, и техногенные, с которыми можно бороться только во взаимодействии с абонентами. Также будет учитываться исходное состояние объекта, куда поступают сбросы, чтобы для "речки-вонючки" не пришлось проводить дополнительную очистку анаэробным методом, как для рыбохозяйственных источников.

- К сожалению, крупный бизнес наложил мораторий на 5 главу 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", где ответственность за негативное воздействие на окружающую среду делилась между водоканалами и абонентами. Наша принципиальная позиция: водоканалы не являются загрязнителями. Их основная функция - водоохрана, минимизация влияния человека на природу, 60 процентов деятельности направлено именно на это, - говорит Татьяна Ковыршина. - Также считаем необходимым закрепить целевое использование платы за негативное воздействие. Сегодня 95 процентов этих средств уходит в бюджеты регионов и муниципалитетов и тратится на самые разные нужды. Мы предлагаем создать водные фонды и аккумулировать платежи, поступающие от водоканалов, в них. А в дальнейшем направлять на самые тяжелые участки, где требуется реконструкция и мероприятия по улучшению качества стоков.

Мнение

Галина Пахальчак, руководитель общественного совета министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области:

- Как эколог я не могу согласиться с тем, что водоканалы не являются загрязнителями. От сферы ЖКХ в реки поступает порядка 50 процентов всех вредных сбросов, в Екатеринбурге - 23. Но виноваты в этом не предприятия водного хозяйства, а государство, которое не создает нормативных и финансовых предпосылок для решения проблемы. К примеру, в Свердловской области более 10 лет работал механизм, позволявший перенаправлять на природоохрану часть платы за негативное воздействие на среду. До 80 процентов сумм оставалось на предприятиях, которые защищали экологические программы и отчитывались потом о расходовании целевых средств. 219-ФЗ тоже подразумевает такую возможность, но до сих пор не принят подзаконный акт, то есть непонятно, как ее реализовывать и кто контролирует расходы - субъекты РФ или Росприроднадзор?