Инженеры и бандиты развеяли мифы об Уралмаше

В Екатеринбурге прошла премьера документального спектакля "Уралмаш GO". Он сделан в модном нынче жанре променада и строится на историях реальных жителей района, голосами которых говорят артисты "Молодого театра". Здесь нет сцены и декораций, действие происходит прямо на лестнице старого ДК, в его закоулках, гардеробе и даже подвале. Зрители стоят буквально в шаге от актеров.

По словам создателей спектакля, работа над ним шла почти год. За основу драматург Полина Бородина взяла 50 интервью, которые дали сотрудникам Музея истории Екатеринбурга коренные уралмашевцы. Знаменитые и никому не известные, статусные и рядовые, пожилые и молодые. Их личные воспоминания настолько тесно переплелись с историей завода и района, что невозможно сказать, что важнее: рассказ конструктора Нисковских, чью машину непрерывного литья заготовок до сих пор использует весь мир или слесаря Макса Шипулина? Кто фактурнее: Маргарита Важенина, председатель женсовета Уралмаша, лично видевшая Никсона и Фиделя Кастро, или народная художница цыганка Лена? У кого харизмы больше: у кинорежиссера Ефимова, выходца из конструкторского бюро, или у рэпера Бандита?

Ведет зрителей по старому ДК "реальный пацан" Паша 25 лет от роду. Точнее, играет в покемонов, только вместо виртуальных монстров ловит на телефон своих соседей. Отец парня был обычным работягой на заводе, мать мыла полы, оба мечтали, чтобы сын стал инженером. Чем только Паша ни занимался: листовки раздавал, мороженым торговал, в кафе за кассой стоял, и никуда Уралмаш из его жизни не ушел.

По сути, это история краха коллективного сознания нескольких поколений: они были абсолютно уверены, что живут в лучшем в мире районе и строят лучший в мире завод. А в 1990-е оказалось, что все это никому не нужно: завод заводов сдулся, как воздушный шар, уменьшился в восемь раз. Уже не надо вставать каждый день в шесть утра и шагать на проходную вместе с еще 40 тысячами рабочих. Вслед за заводом зачах и соцгородок.

Трагизм этого мироощущения подчеркивают декорации: здание ДК предельно аутентично, похоже на тяжелобольного человека, который много лет пролежал в коме, а теперь приходит в себя. С непривычки это подавляет, как и намеренный полумрак: когда после спектакля выходишь на свет, хочется вздохнуть с облегчением. Вместе с тем в пьесе достаточно юмора, балагур Паша то и дело радует каким-нибудь уралмашевским словечком: "У нас тут полно дворян от слова "дворы".

На стене ДК сохранилась надпись "УЗТМ". Мы ее расшифровываем как "Уральский завод творческой мысли". Был Уралмаш инженерный, криминальный, пришло время культурного

Режиссер Дмитрий Зимин отказался от хеппи-энда.

- Когда меня спрашивают: "Тебе почему на одном месте не сидится?", отвечаю: "Я, как Уралмаш, еще не определился. Что тут будет, никто точно не знает. Кто-то говорит: завод снесут и построят торговый центр и элитное жилье. Кто-то: к чемпионату мира Уралмаш станет спортивным центром. Короче, версий много", - устами Паши рисуют будущее создатели пьесы.

- Основная идея - перезапустить историю Уралмаша, который многим кажется серым и непривлекательным, - поясняет директор Музея истории Екатеринбурга Сергей Каменский. - Сегодня в нашем сознании Екатеринбург ассоциируется лишь с его центральной частью. Между тем самое ценное, что есть в любом городе, - это люди с их опытом, изобретениями, амбициями.

Почему вы решили ставить именно документальный спектакль?

Сергей Каменский: После того как мы выиграли грант на исследование района, стали проводить интервью. Кто-то рассказывал, как в 90-е начал заниматься боксом, потому что по-другому в тот момент было нельзя. Кто-то вспоминал, как возник уралмашевский МЖК. Более того, мы подняли архивы и выяснили: документальная драма в России зародилась именно на Уралмаше. Автор идеи - режиссер Генрих Риасс.

Все эти рассказы мы "упаковали" в ряд культурных продуктов. Уже год по Уралмашу ходит экскурсионный "Автобус 33": во время движения из динамика звучат истории обычных людей, которые дают возможность узнать и почувствовать район. Кроме того, мы организовали серию квестов для школьников и пять фотовыставок. В общежитии на улице Стахановской, 2 прошла акция "Раскрась Уралмаш": за день 40 художников раскрасили дом, и его фасад из депрессивного превратился в креативный. Все лето на бульваре Культуры и в ЦК "Орджоникидзевский" шла бесплатная развлекательная программа для всех возрастов, и народ постепенно потянулся сюда.

Кому адресован спектакль?

Сергей Каменский: В первую очередь уралмашевцам. Старшему поколению, которое растерянно, считает, что зря прожило свою жизнь. Мы говорим: ваши усилия не пропали даром, Уралмаш превратится в новый культурный Арбат и будет снова интересен миру. Для людей, которые не пережили падение завода ментально, а просто купили здесь квартиры, это способ идентифицировать себя с районом и начать по-другому к нему относиться - видеть в бабушках на улице участников великой стройки. А для жителей других частей города наш спектакль - качественный культурный продукт, погружение в историю не через какие-то глобальные вещи, а через личное, эмоциональное.

Как проект влияет на имидж Уралмаша?

Сергей Каменский: В городе начали говорить про культурную революцию в отдельно взятом районе: криминальные новости вытесняются позитивными, проснулся интерес к туризму.

На стене старого ДК сохранилась надпись "УЗТМ". Мы ее расшифровываем как "Уральский завод творческой мысли". Был Уралмаш инженерный, криминальный, пришло время культурного. Например, Битлз-фестиваль минувшим летом собрал свыше пяти тысяч зрителей: потрясающая атмосфера, бульвар Культуры заиграл по-новому! В планах - серия уникальных акций. В частности, архитектор Эдуард Кубенский готов провести на Уралмаше первый в стране фестиваль ленд-арта: 42 снеговика из металла в стилистике тех стран, с которыми имел партнерские связи завод.

Еще одна потенциальная тема - гастрономия. Инженеры занимаются не только техническим творчеством. Тот же Виталий Нисковских, которому сегодня 90 лет, - автор 20 кулинарных блюд. Многие главные конструкторы оказались поклонниками классической музыки - организаторы "Венского фестиваля" готовы сделать на Уралмаше дополнительную площадку. А коллектив "Провинциальные танцы" работает над особым видом пластики - уралмашстайл. Институт астрофизики УрФУ вышел на нас с идеей развивать научный кластер.

Ваш проект чисто социальный?

Сергей Каменский: Мы говорим не только про визуальный узнаваемый образ, но и про чистоту на улицах, транспортную систему, безопасность, комфорт. Про привлечение инвестиций в общественное пространство, потому что государственных вложений вряд ли дождемся. Важно подходить ко всему системно: сначала бульвар, потом летний парк "Уралмаш", велотропы в парке Победы.

Эта модель актуальна только для Уралмаша или ее можно применить и в других районах Екатеринбурга?

Сергей Каменский: По ней можно работать со всем городом: в каждом районе есть своя история. В этом году мы защитили проект на уровне мэрии и будем заниматься Эльмашем, ВИЗом. Если времени хватит - Ботаникой. Когда люди начнут ездить на экскурсии на Уралмаш, Вторчермет, Компрессорный, возникнет ощущение многослойного, непустого города.

Креативщики с бульвара Культуры

- Сейчас речь идет уже не об отдельных акциях, а о создании культурного кластера, - говорит Сергей Каменский. - Запроектирован целый Уралмашленд с постоянной инфраструктурой, где ядром является ЦК "Орджоникидзевский". В перспективе весь бульвар Культуры станет единым креативным пространством: 60 на 300 метров, пять прогулочных аллей, фонтан, пока не работающий, помещения для проведения мероприятий. Мы разработали вариант деления пространства на зоны: шумная, тихая, коммерческая, молодежная, детская, для пожилых. Эту схему вывесили прямо на бульваре и презентовали городским ивент-операторам. У них масса идей.

В июле 2017 года стартует экспедиция, которая займется поисками екатеринбуржцев по России и всему миру. Например, один из владельцев аэропорта Домодедово в молодости играл на барабанах в нашем старом ДК. Собственник автопрокатной компании, входящей в мировой топ-10, - тоже выходец с Уралмаша. Уралмаш никуда не исчез, он просто принял другие формы.

От первого лица

Евгений Ройзман, глава Екатеринбурга:

- Я родился и вырос на Уралмаше, несколько поколений моей семьи работали на заводе. То, что сейчас там делается, - достаточно дерзкая попытка "вытащить" индустриальную территорию непромышленными проектами. Подобное было в Рейнском регионе Германии, в Бильбао. Комплексное решение этой проблемы станет прецедентом для всей страны, всех промышленных регионов. Я готов помогать.

На заметку

Информация о культурных проектах, связанных с Уралмашем, на сайте www.uralmash2033.ru