Роман Виктюк: Я приехал на могилу Верди, и он меня слушал

Роман Виктюк отметил свой 80-летний юбилей премьерой нового спектакля и новосельем своего театра в открывшемся наконец после реставрации здании бывшего ДК им. Русакова на Стромынке (памятник советского авангарда, построенный по проекту К. Мельникова).

Роман Григорьевич, новоселья вы ждали 20 лет. Что теперь чувствуете?

Роман Виктюк: Только одно. Если бы все те, кто эти 20 лет был вместе со мной, не любили друг друга, если бы этого самого сильного на планете средства не было, - мы бы и не верили, что этот день настанет. И теперь, когда он пришел окончательно, никто не радуется.

Здесь не топили, не было воды, дул ветер, падал дождь - там, где сцена, и в этом мы репетировали каждый день

Почему?

Роман Виктюк: Потому что это все уже было в нас. Мы с этим жили. Самое страшное, что в разрухе, в ремонте, когда холод был, здесь не топили, не было воды, здесь дул ветер, дождь падал - там, где сцена, снег задувало сюда - и в этом мы репетировали каждый божий день. 19 спектаклей выпустили.

С другой стороны - это было легко. Потому что архитектор вложил в это здание ритуальное осмысление жизни. Он верил, что последний этаж - это площадка для общения с Богом, с вечностью.

20 лет ваш театр кочевал по чужим площадкам. Такой вот опыт жизни без дома вас чем-то обогатил?

Роман Виктюк: Мы 36 стран объездили. Есть дом или нет... Главная ошибка на планете - считать, что материя - основа мироздания. Вранье. Не материя главное в мироздании, а то молчание, в котором сила планетарной энергии все определяет. И эта сила диктует новую форму. В моем новом спектакле артистами руководит не сюжет, не текст, а эта энергия, которую они слышат, - под ее воздействием они работают. А чужие или свои площадки - не имеет никакого значения.

60 лет назад вы закончили актерский факультет ГИТИСа. Сама Алиса Коонен поставила вам пятерку за актерское мастерство...

Роман Виктюк: Не пятерку, выше! Она встала и сказала: "Артистка не имеет права судить другого артиста, и я не смею этого делать. Я могу сказать только одно: запомните эту фамилию", - и назвала меня.

Но сразу после выпуска вы начали ставить спектакли во Львовском ТЮЗе. Вы что-то предприняли такое, чтобы вчерашнего студента-актера позвали в режиссеры?

Роман Виктюк: Ни-че-го! Я еще во Дворце пионеров ставил со своими студийцами. Мне учительница дала ставить "Бесприданницу", когда мне было лет 14.

Почему же вы пошли не на режиссерский, а на актерский факультет?

Роман Виктюк: Какая вы наивная! Потому что мне казалось: ну что я в этом понимаю? А оказалось - мне подсказывали свыше, что делать на сцене, что и почему должно происходить. И так оно и есть.

Кого вы могли бы назвать своими учителями?

Роман Виктюк: Когда мне было 7 месяцев и мама ходила на "Травиату", я, едва услышав увертюру, эти скрипки, эту песнь тоски по любви, начинал так биться, что мама трижды уходила с увертюры. Я каждый год приезжаю туда, посижу у театра и ухожу. Когда я приехал на могилу Верди, я все это ему рассказал, и он меня слушал.

Теперь вы сами учите студентов в ГИТИСе. Зачем это вам?

Роман Виктюк: Потому что я понимаю, что надо воспитать режиссера. Игорю Неведрову, актеру своему, я принес итальянскую пьесу "Венецианка" и сказал: "Ставь!". Подарил ему одежку - пиджак, брюки, рубашку - все! Режиссерский дебют - он вошел сюда в этом - были аплодисменты. И я увидел его работу уже на выпуске. Мне не надо было его проверять. Самую мелочь подсказал... Чему нужно учить студентов? Только доброте, преданности, любви. Если нет между ними дружбы - все. Им по 19 лет, потрясающее поколение пришло.

Вы, сколько живете, создаете свой миф. Из чего он состоит, из каких элементов?

Роман Виктюк: Чистый глаз и незамутненная улыбка. То, чего подделать нельзя. Когда я на фотографиях этого не вижу, - это не я.

Еще одна черта: вы будто ускользаете всегда, будто избегаете законченных форм и готовых определений.

Роман Виктюк: Потому что вести нас может только тишина. Только энергия тишины способна вытолкнуть и сделать все за тебя.