Планы по переводу системы тарифообразования в долгосрочный формат на этой неделе подтвердил замглавы ведомства Анатолий Голомолзин, выступая на VIII ежегодной конференции "Антимонопольное регулирование в России".
Ранее в октябре глава антимонопольной службы Игорь Артемьев сетовал на то, что в России до сих пор не появился базовый закон об основах тарифного регулирования. По его словам, ФАС, восполняя этот пробел, подготовила проект такого закона и в ближайшее время его рассмотрит правительство. Принципы долгосрочного тарифообразования содержатся именно в этом документе.
Минэкономразвития поддерживает унификацию подходов к определению методов определения тарифов, сообщила "Российской газете" помощник министра, пресс-секретарь Елена Лашкина. В ведомстве разделяют и позицию ФАС по поводу перехода на долгосрочное тарифообразование (на срок пять и более лет), так как это означает, что "правила игры" для компаний будут устанавливать надолго. При этом в ведомстве считают, что, возможно, отдельный закон не нужен. Достаточно будет внести дополнения в закон о естественных монополиях, в котором будут содержаться отраслевые особенности, а регулирование оставить в отраслевых законах.
"Способ введения долгосрочного тарифного регулирования, конечно, важен, - говорит Никита Масленников, руководитель направления "Финансы и экономика" Института современного развития. - Нужно сказать, что резоны и аргументы обеих сторон - ФАС и минэкономразвития - вполне обоснованны. Хотя позиция минэкономразвития выглядит спокойнее с точки зрения юридической техники".
Однако гораздо важнее, чтобы эта инициатива вообще была реализована, поскольку плюсов у нее больше, чем минусов, отмечает эксперт. "Динамика тарифов - сильный фактор формирования инфляционных ожиданий. И чем более предсказуемой она будет, тем лучше. Особенно в ситуации, когда мы ставим себе задачу выйти на инфляцию в 4 процента в конце 2017 года", - констатирует собеседник "Российской газеты".
Заместитель руководителя Аналитического центра при правительстве РФ Татьяна Радченко среди явных плюсов долгосрочного тарифообразования на услуги естественных монополий называет увеличение горизонта планирования развития и инвестиционной деятельности как непосредственно для естественных монополий, так и для промышленных потребителей услуг. Особенно тех, в себестоимости продукции которых такие услуги занимают значимую долю. "Однако если правительство будет последовательно соблюдать этот принцип, это резко снизит возможности адаптации к различного рода макроэкономическим шокам. Например, падению цен на внутренних и внешних рынках или спаду промышленного производства", - предупреждает Радченко.
Труднее, по ее мнению, будет применять и "ручное управление". "Скажем, принятие решения о заморозке тарифов как в целом, так и для отдельных категорий потребителей, аналогичное 2013 и 2014 годам, будет крайне затруднено", - поясняет эксперт.