С конца шестидесятых годов до своего побега в США в декабре 1981 года полковник Куклинский, работавший в руководящих органах Варшавского договора, успел передать американцам более десяти тысяч различных секретных документов. Бежать в США полковнику с семьей помогло ЦРУ. В 1984 году военный трибунал ПНР заочно приговорил предателя к смертной казни. Спустя пять лет этот приговор был заменен на 25 лет тюрьмы. Позже Куклинский и вовсе был помилован, что было одним из условий принятия Польши в НАТО.
В партии "Право и Справедливость", которая пришла к власти в стране в конце прошлого года, считают, что, нанося ущерб безопасности стран Варшавского договора, Куклинский боролся с Советским Союзом, а значит, он - герой. Но в польском обществе этот вопрос вызывает большие разногласия. Например генерал Марек Дукачевский, возглавлявший в начале 2000-х годов службу военной разведки и контрразведки Польши, говорил о Куклинском: "Я отношусь к тем 30 процентам, которые считают его предателем. Во-первых, он был солдатом, во-вторых, давал присягу, в третьих, носил мундир, в четвертых, передавал ЦРУ информацию, которая относилась не к Варшавскому договору и Советскому Союзу, как утверждали американцы и сам полковник Куклинский, а к польским вооруженным силам, польской системе обороны, в том числе в области мобилизации вооруженных сил, переброса соединений в места мобилизации, то есть все, что было важно с точки зрения потенциального конфликта, особенно в период "холодной войны". Такого же мнения придерживался и покойный экс-президент Польши, генерал Войцех Ярузельский. За несколько лет до своей смерти он говорил: "Если мы признаем, что Куклинский был героем, это будет значить, что все мы - предатели!" Именно это и стало формальным поводом для предложения о разжаловании Ярузельского в рядовые. Близкий к польским правящим кругам портал WPolityce опубликовал обращение представителя союза ветеранских и патриотических организаций в Кракове Ежи Буковского к президенту Анджею Дуде с благодарностью за генеральское звание для Куклинского. "Раз он наконец-то был официально признан героем, это означает, что Войцех Ярузельский - предатель. А с предателей срывают генеральские погоны, даже посмертно. О чем и прошу пана президента", - написал Буковский.
Первый и последний президент ПНР Войцех Ярузельский не любил, когда к нему, согласно польской традиции, обращались "пан президент", и просил называть его генералом. "Президентом я был и перестал быть, а воинское звание - это навсегда", - сказал он корреспонденту "РГ" незадолго до своей смерти. Генерал, умерший в 2014 году, не мог предположить, как далеко зайдет желание некоторых поляков переписать историю своей страны.
Гражданский кодекс РФ предусматривает возможность обеспечения после смерти гражданина судебной защиты не только его чести и достоинства, но и его деловой репутации. В ситуациях, когда порочащие гражданина сведения стали широко известны и в связи с этим опровержение невозможно довести до всеобщего сведения, гражданину предоставлено право требовать удаления соответствующей информации, а также пресечения или запрещения дальнейшего распространения указанных сведений, в том числе путем изъятия и уничтожения без какой-либо компенсации изготовленных в целях введения в гражданский оборот носителей, содержащих эти сведения. По данным судебной статистики, с 2010 года в судах общей юрисдикции в среднем ежегодно рассматривается пять тысяч, а в арбитражных судах - 800 дел о защите чести, достоинства и деловой репутации.
Досье "РГ"
Военная карьера Войцеха Ярузельского началась в 1943 году, когда он в возрасте 20 лет вступил в Первую армию Войска Польского на территории СССР. По его собственным словам, армия навсегда стала его большой любовью, а военный мундир - "второй кожей". Он неоднократно отличился в боях во время Второй мировой войны: сражался на Висле, на Магнушевском плацдарме, при освобождении Варшавы, штурме Поморского вала, в боях на Балтийском побережье, Одере и Эльбе. Войну закончил в Германии. После окончил Высшую школу пехоты и академию Генштаба Войска Польского. Генеральское звание получил в 1956 году. После 1960 года он занимал высшие посты в вооруженных силах социалистической Польши, а затем - высшие государственные посты.
На вопросы "РГ" ответил бывший премьер-министр Польши Лешек Миллер.
В последнее время мы наблюдаем определенные тенденции к пересмотру истории Польши. Парламент принял закон о декоммунизации, президент посмертно присвоил звание генерала полковнику Куклинскому, теперь эта инициатива о разжаловании Ярузельского...
Лешек Миллер: Партия "ПиС" получила больше всего голосов на последних выборах, выиграла их демократическим путем, а ведь она не взялась ниоткуда. В их программе был такой взгляд на историю. Нужно сказать, что с инициативой о разжаловании Ярузельского выступили общественные организации, а не государственные органы. Какая-то часть поляков ее поддерживает, но есть и те, кто, как и я, считает иначе. По моему мнению, причин для разжалования генерала нет, хотя бы потому, что он был солдатом, который сражался с гитлеровцами, прошел путь от Ленино до Берлина. А ведь нет более выразительного символа участия польских солдат в победе во Второй мировой войне, чем бело-красное знамя, развевающееся над капитулирующим Берлином.
Насколько мне известно, сегодня эти солдаты забыты...
Лешек Миллер: Да, в нашей стране солдаты, которые шли с востока, участвовали в тяжелых боях, в частности, на Поморье, в Колобжеге, штурмовали Берлин, находятся в несравнимо худшей ситуации, чем когда-то. Причина этого - модель исторической политики. Есть люди, которые считают, что Вторая мировая война закончилась совсем недавно, а до этого Польша была под советской оккупацией. Это звучит абсурдно, но определенная часть поляков так думает. Будет ли такой образ мыслей завоевывать все больше сторонников - мне трудно сейчас сказать. Но такой процесс в Польше идет. В последнее время этот процесс переписывания истории заново стал интенсивнее, и ясно видно, что власти ищут новые символы, заслуги одних солдат подчеркивают, а других - нет. Акцентируется легенда о проклятых солдатах - тех, кто после войны не сложил оружия, а ушел в подполье. Какая-то часть молодых поляков этим очень увлечена. Но не забывайте, что наше общество разделено. И среди поляков, в том числе молодых, единства в этом и во многих других вопросах нет.
Как Вы считаете, президент согласится разжаловать Ярузельского?
Лешек Миллер: Я не знаю. Это не первый раз, когда к президенту обращаются с такой инициативой. Но я надеюсь, что раз до сих пор ни один президент этого не сделал, то и Анджей Дуда не сделает.