3 ноября главные события развернутся в Усадьбе Голицыных на выставке "Дом впечатлений. Прогулки с трубадуром". С шести часов вечера в четверг здесь обещают не только экскурсии, но и встречи с новыми трубадурами - поэтами, музыкантами, художниками, танцовщиками.
4 ноября вход в главное здание ГМИИ им. А.С.Пушкина и Галерею искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков, в том числе на выставки (кроме выставки Рафаэля) будет бесплатным.
Для тех, кто в музеи предпочитает почему-то ходить в дневное время, 6 ноября с 12:00 до 18:00 ГМИИ им. А.С.Пушкина приглашает на акцию "Рисуем вместе". Рисовальные вечера в музее уже полюбились многим, и не только ученикам художественных школ. В этот раз рисовать предложат архитектуру. Во-первых, потому что выставка Пиранези вдохновляет. Во-вторых, потому, что в музее можно найти образцы стилей и архитектурного декора едва ли не всех времен и народов, от Древней Ассирии, Египта, Греции до Италии XV века. А в усадьбе князей Голицыных - образцы русской архитектуры XIX века. Авторские мастер-классы предложат преподаватели "Мусейона", а также художники, архитекторы, дизайнеры. Рисовальные классы стартуют в 12:00 в Зале скульптуры Микеланджело (№29).
Тем же, кто намерен посвятить выходные встрече с Рафаэлем, - репортаж Евгении Лариной из очереди на главную выставку осени. Но несколько советов можем дать сразу: запаситесь термосом, варежками и хорошим настроением, и, конечно, не забудьте надеть теплые ботинки и захватить аккумулятор для телефона.
16:05, я пришла сюда в приподнятом настроении. В который раз задаюсь вопросом: откуда берется у нас (иногда так внезапно) эта тяга к искусству? Перед входом в ту же Уффицци, кстати, итальянцы составляли отнюдь не большинство. Здесь же публика сугубо своя, отечественная.
16:14, за мной уже человек тридцать. Говорят "культура молодежи не нужна!”, где-нибудь в другом месте в этот бабушкин девиз охотно верится. Помню, в Галерее королевы в Лондоне - месте, не слишком излюбленном туристами, хоть и очаровательном, я была единственным посетителем без седины в волосах. Здесь же публика всех мастей и возрастов: согревающиеся смехом студенты, пожилые, интеллигентного вида дамы, пары под ручку, родители с детьми.
16:19, вокруг меня в очереди делают прогнозы. Ставки - от 40 минут до 2,5 часов. Я стараюсь отвлечься от вселяющей в меня оптимизм веселой, несмотря на промозглость и ожидание, очереди. Здесь, конечно же, собрались люди из определенного социального слоя, остальной же массе до Рафаэля дела нет. Но все-таки толстая же эта прослойка, крепкая.
Пока тут стоишь, есть время вспомнить и классиков, и загадку русской души с ее тягой ко всему грандиозному. Многие ли участники уже легендарной осады здания Третьяковской галереи на Крымском валу во время выставки Серова знали другие его картины, кроме "Девочки с персиками”? Часто ли они о художнике вспоминали? Будем честны, Серов далеко не Рафаэль, но сейчас титан Возрождения мог бы позавидовать его популярности - горячий чай на ступенях Пушкинского впечатляет, но все-таки меньше, чем походно-полевая кухня на Крымском валу.
16:20, кстати, о чае… Вспоминаю книжный фестиваль на Красной площади, где в 9 утра в воскресенье негде было яблоку упасть. Наверное, все так хорошо высыпаются в будни, что утром в выходной всем просто необходимо купить пару книг. Непостижимо. Но непостижимое впрочем, у нас привычно.
16:31, я зашла во двор музея. Посаженные в ряд бедные розы еще цветут и напоминают нас, стоящих параллельно им. Мы, правда, выглядим пока повеселее: смеемся, пританцовываем.
Когда в московских музеях происходят большие события, населению словно делают инъекцию культуры. Может быть, дело в силе рекламы, но не верится, что только в ней.
Парадоксально, что перспектива простоять на улице два с половиной часа неожиданно вселила в меня столько оптимистичных мыслей. Моя радость по поводу очередей на выставки-блокбастеры похожа на бодрое: "У нас все отлично!”, когда впору было бы сказать: "У нас не все потеряно”. В конечном счете это ближе к истине, если перевести взгляд с вереницы не унывающих в снег и зной людей, стоящих в ГМИИ им. Пушкина, во дворы на окраины, в подъезды домов в спальных районах, в социальные сети. Наши инъекции не панацея, а только прививки. Зато они дают надежду на выживание.
16:45, мой телефон умер от холода, осталось полпути. Я давно не стояла просто так и не думала. Художественные выставки - все же более отрадная ассоциация к слову "очередь”, чем колбаса. Если эта ассоциация останется в памяти моего поколения, я буду рада.