Этой осенью в ряде регионов ЦФО горожан, пользующихся в общественном транспорте проездными (в том числе и льготными), ждал ряд изменений.
Так, в Костроме льготные проездные для пенсионеров, школьников и студентов, среднедушевой доход семьи которых составляет ниже прожиточного минимума, начали действовать во всех видах общественного транспорта областного центра, в том числе в автобусах частных фирм-перевозчиков. Сохранились и обычные, не льготные проездные билеты для костромичей. Но они действуют только на один вид транспорта.
В Рязани тем временем запустили оплату проезда бесконтактными банковскими картами. Теперь в автобусах и троллейбусах можно оплачивать проезд с помощью карт Visa payWave. Для оплаты не надо вводить пин-код и передавать карту кондуктору - достаточно приложить ее к терминалу и зарегистрировать проезд. Далее нужно дождаться звукового сигнала и получить чек, который может понадобиться в случае ДТП для получения страховки, поскольку проезд в муниципальном транспорте Рязани застрахован. Новым способом оплаты могут воспользоваться в том числе рязанские льготники - владельцы транспортных карт. К слову, в Рязани, помимо федеральных и региональных льготников, есть еще и городские, к последней категории фактически относятся все пенсионеры. Как пояснил "РГ" начальник городского управления транспорта Андрей Каплинский, льготники имеют право купить месячный проездной за 310 рублей и ездить сколько хотят на любом муниципальном виде транспорта (это автобусы и троллейбусы). В настоящее время цена билета на все виды транспорта в Рязани - 18 рублей. Считается, что среднестатистический гражданин в месяц совершает не менее 50 поездок. Несложно подсчитать, что это может вылиться в 900 рублей. Экономия для льготника - налицо.
Компенсацию выпадающих доходов региональным и муниципальным льготникам транспортному предприятию выплачивает областной бюджет, городским - мэрия. Чтобы распространить льготы на коммерческий транспорт, в городской администрации планируют в следующем году и там вводить электронную оплату проезда. Это повысит прозрачность расчетов с коммерсантами, пассажирам даст возможность пользоваться банковской картой и, что не менее важно, позволит изучить географию поездок.
- Сейчас оптимизация маршрутов делается "вслепую", - пояснил Андрей Каплинский, - поскольку есть большая погрешность сбора данных. Электронный платеж позволит точнее определить экономически обоснованный тариф. Так, для слабо загруженных маршрутов тариф может быть повышен, и компенсации, соответственно, будут больше, а для "доходных" маршрутов, возможно, компенсации не потребуются вовсе.
А вот в Орле введение электронных проездных только обострило и без того непростые отношения между перевозчиками и муниципалитетом. В последние годы их дружескими не назовешь. Споры вспыхивают по разным поводам, начиная от утверждения тарифов на проезд и заканчивая распределением маршрутов. Новым камнем преткновения стали проездные билеты. Для пассажира преимущества такого билета очевидны: чем чаще пользуешься общественным транспортом, тем ниже средняя стоимость поездки. А вот перевозчикам это невыгодно, тем более что среди проездных немало льготных.
Например, по сниженной цене их покупают школьники и студенты. А пожилые люди и инвалиды пользуются едиными социальными проездными билетами. Прежде они были бумажными, но в текущем году в Орле перешли на электронный формат. Чиновники полагали, что электронный проездной позволит с точностью до человека подсчитать количество перевезенных льготников и их окажется меньше, чем заявляли перевозчики. Однако выяснилось, что перевозчики не завышали, а порой даже занижали общее число льготников.
- По сравнению с прошлым годом количество пассажиров с проездными увеличилось в два раза, - рассказал директор муниципального автобусного ПАТП-1 Виктор Павлюк. - И нагрузка продолжает расти. К примеру, в январе мы перевезли 16,6 тысячи пенсионеров и учащихся, а в сентябре - уже 23,6 тысячи. По его словам, это негативно сказывается на экономике предприятия - убыток пока составляет 18,1 миллиона рублей, но эта сумма может значительно вырасти к концу года.
Частникам проще - они отказываются перевозить льготников, предпочитая платить небольшие штрафы. Для них это выгоднее, чем выпрашивать компенсации. А в итоге страдают пассажиры. Муниципальное предприятие так поступить не может. Оно обслуживает 23 маршрута, включая 11 дачных, работающих с апреля по ноябрь. Пользуются ими в основном пенсионеры - владельцы льготных проездных. К тому же дачников немного, и автобусы ходят полупустыми. Частники не желают обслуживать эти маршруты, даже заявки не подают на конкурс. Но если их закрыть, то горожане запротестуют. Вот и приходится мэрии уговаривать ПАТП на заведомо невыгодную работу.
Вопросы были бы сняты, увеличь власти размеры компенсаций. Однако они на это не идут. И в результате перевозчики пригрозили прекратить обслуживание маршрутов, на которых действуют социальные билеты.
- Это очень острый вопрос, поскольку в Орле действует шесть различных проездных, - поясняет мэр города Василий Новиков. - Изначально планировалось, что компенсировать затраты будут из расчета двенадцать рублей за поездку. Реально компенсируется не более десяти, а в будущем возмещение может упасть до восьми рублей за поездку.
Чиновники, понимая, что за всеми цифрами и подсчетами убытков в итоге могут пострадать социально незащищенные группы населения, сформировали специальную рабочую группу при Горсовете народных депутатов, которая начала переговоры с перевозчиками.
Последний раз плату за проезд в Орле повышали около полугода назад, причем сразу с двенадцати до шестнадцати рублей. И вряд ли в ближайшее время депутаты согласятся на новое повышение. А "лишних" денег на компенсацию нет. Поэтому перевозчики предложили ввести лимит на поездки по проездным. Цена не изменится. Однако каждый билет, включая общегражданский, будет действовать на определенное количество поездок. Подобное практикуется в других городах. Также перевозчики призвали ввести ежегодное повышение стоимости проездных на величину инфляции.
- Все предложения будут рассмотрены членами профильного комитета, - заверил Василий Новиков. - Но прежде транспортные компании должны представить экономическое обоснование. К тому же у горожан тоже есть к ним претензии, например несоблюдение графика работы в вечернее время.
У перевозчиков нашелся ответ и на этот вопрос - из-за низкой зарплаты не хватает водителей. А часть автобусов простаивает на ремонте, потому что на покупку новых денег нет.
Впрочем, чиновники не без основания подозревают, что в жалобах перевозчиков хватает и лукавства. Несмотря на стенания, практически никто из этого бизнеса не уходит.
Тем временем
Молодежный парламент Воронежской области предложил ввести 50-процентные льготы на проезд в общественном транспорте для студентов-очников. Парламентарии подготовили проект поправок в региональный закон "О социальной поддержке отдельных категорий граждан".
- Закон гарантирует соблюдение принципа транспортной доступности. При этом стоимость проезда к месту учебы составляет довольно большую часть стипендии. В других регионах власти идут навстречу и предоставляют школьникам и студентам льготы или проездные карты, - пояснил зампредседателя комитета молодежного парламента по государственной политике, законодательству, правам человека и регламенту Владислав Титов.
Льгота (50 процентов) для воронежских школьников и студентов на проезд в электричках продлена до 31 декабря текущего года.