Архиепископ Тихон рассказал о вере и счастье, обретенном на Сахалине

Случай редчайший - трое родных братьев посвятили себя служению церкви. Младший из Доровских ныне митрополит, средний - архиепископ, старший - игумен.

Архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон поделился размышлениями о жизни, вере и счастье.

Копеечки на телевизоре

Я из воронежских крестьян. Однажды в детстве услышал, что у нас в роду была княжеская кровь. Спрашиваю бабушку: "Какой самый большой чин у нас в роду?". Она отвечает: "Дед Пятруха вернулся с Первой мировой войны унтер-охвицером!".

Убежден: не происхождение влияет на судьбу человека, а пример родителей, дедов и бабушек. От них зависит, кем мы станем и какими вырастем.

Детство запомнилось фрагментарно: школа, деревня, труд.

Помню, как перед получкой или авансом у нас на телевизоре лежали копеечки. Тогда все жили скромно, от зарплаты до зарплаты.

В начальных классах я учился отвратительно, пока не увлекся греблей на каноэ. Спорт меня захватил настолько, что времени на подготовку к урокам не оставалось. В итоге стал прилежным и дисциплинированным учеником. Все запоминал и схватывал во время уроков.

По складу ума я "технарь", математику обожал. У нас была замечательная учительница, которая привила мне любовь к точным наукам на всю жизнь.

Нас у родителей трое, все практически погодки. Но мы никогда не дрались в детстве. В нашей семье не было какого-то специального подхода к воспитанию. Только родительский пример. Папа с мамой постоянно работали, поэтому много времени уделить нам не могли.

Одна из преподавательниц техникума, где я учился, окончила Воронежский политехнический институт. Она так зажигательно рассказывала о своей альма-матер, что я поступил туда на электротехнический факультет.

Техникум и институт я окончил с красными дипломами. Думаю, во многом благодаря спортивной дисциплине.

От спорта у меня остались фантастические воспоминания. Ощущение команды, когда кажется, что лодка не плывет, а парит над водой.

Наше поколение много читало, мы из библиотек не вылезали. Именно поэтому я пишу без ошибок, хотя многих правил грамматики не помню. Грамотность у меня из-за чтения.

Веру не выпячивал

Бог всегда был в моей жизни, потому что родители были верующие. Нас никто за это не притеснял, по воскресеньям мы всей семьей ходили в храм. Помню, соседка спрашивает: "А вы куда собрались?" - "В церковь", - отвечаем. И все, больше никаких вопросов. Мы верили тихо и искренне.

Я был пионером и комсомольцем. Мне кажется, тогда уже и следа не было от коммунистических идей, просто сохранялись какие-то рамки и контуры былого.

Однажды мне попалась книга о жизни оптинских старцев. Захотелось побывать в Оптиной пустыни, посмотреть, прикоснуться. Съездил. Увиденное потрясло.

Я год там прожил трудником, но что-то не срослось. Почему? Ну, в этом винить можно только себя. Раз не получилось, значит, ты сам виноват.

На мой взгляд, богословие легче всего изучать человеку с техническим складом ума, у таких людей проще происходит структурирование информации.

Главу Южно-Сахалинской и Курильской епархии постриг в монахи младший брат

Первым в нашей семье принял постриг мой младший брат - владыка Даниил. Он отслужил в армии, затем поступил в Одесскую духовную семинарию, потом окончил духовную академию и пошел в монахи. Разумеется, брат повлиял на меня.

Я приезжал в Троице-Сергиеву лавру, где владыка Даниил заведовал монастырской гостиницей. Мне представилась возможность присмотреться к внутренней и внешней стороне жизни лавры. Общение со старцами произвело неизгладимое впечатление.

Что значит уйти от мира? Родственники остаются родственниками, друзья - друзьями, одноклассники - одноклассниками. Общение все равно продолжается. Телефон, Интернет, встречи. У меня и мысли не было уйти от мира.

Думаю, нас у Бога вымолила бабушка, она часто просила, чтобы кто-то из ее внуков стал монахом. Меня постриг младший брат. Это обстоятельство не явилось для меня чем-то из ряда вон выходящим. Главное - понять и принять духовное старшинство младшего брата.

Без ненависти и злости

В технике есть такое понятие - резонанс. Так и моя душа, моя ментальность входит в резонанс с сахалинцами. Мне здесь жить гораздо комфортнее, нежели в родном Воронеже. Почему? Не знаю. Могу лишь только констатировать факт. Я на Сахалине как у Христа за пазухой. Мне здесь очень хорошо.

Что такое исповедь? Человек приходит не ко мне, а к Богу. Поэтому за кающегося нужно радоваться, а не осуждать его. Ведь человек примиряется с Богом.

Грехи? Когда в феврале 2014 года в храме Южно-Сахалинска человек расстрелял прихожан, я сначала впал в ступор. Приехал на место трагедии и не мог понять, как можно подобное сотворить? Но не было злобы и ненависти, Господь забрал у меня такие чувства.

И сейчас я просто жалею несчастного. Как ему жить с этим всем?

Хирургия Господня

Я - "жаворонок", долго спать не люблю. В шесть утра уже на ногах. Душ, молитва и обычный, полный забот день. Это мой ритм. Я побывал на всех островах Курильской гряды, даже на Урупе освящал часовню.

На Курилах жить, мягко говоря, сложно. Поэтому священников, которые там служат,  называю подвижниками. Подумайте сами: батюшке, чтобы исповедаться, надо плыть или лететь за тридевять земель. Он же один на острове…

Нет, я не строгий архиерей. Делаю одно замечание, другое. Не понимает человек. И тогда я отдаю его на волю Господа Бога, у которого своя хирургия. Просто начинаю молиться за этого человека, и вразумление к нему приходит гораздо быстрее, нежели от моих наказаний, поверьте.

Могу признать свою неправоту, но не всегда делаю это сиюминутно. Прощения тоже могу попросить. Не за то, что отругал вообще, а за то, что сделал это сердцем. Плохо, когда к наказанию подключается оно.

Хороший ли я сын? Думаю, нет. Мне не хватает сыновьей любви, чтобы отдавать маме максимум ласки и тепла. Звоню ей один-два раза в неделю. Бывает, хочется с ней поговорить о каких-то внутренних своих переживаниях, повиниться за свое невнимание. Она всегда задает один и тот же вопрос: "А ты когда приедешь?".

Всегда привожу ей в подарок сахалинской рыбки и икры. Она всех знакомых угощает моими дарами и получает от этого большое удовольствие.

Люблю рыбачить, выйти с друзьями на баркасе в море, наловить трески или окуня. Но редко это случается.

Мое любимое место отдыха на Сахалине - село Охотское. Гуляешь там вдоль побережья - и такое спокойствие на душе. Словами не передать. Из головы уходят все плохие мысли.

В отпуск не езжу. Зачем? Прилетаешь по делам в Москву, два-три дня - и снова тянет на Сахалин.

Слезы? Бывают. Могу заплакать от чужой боли, от страданий людских.

Чего от жизни хочется? Малого. Чтобы отношения с паствой и человеческие отношения в целом оставались такими же добрыми, спокойными и искренними. Мирного жития хочется.

Боюсь ли смерти? Думаю, нет. Хотя до конца не уверен. Переживаю - как предстану перед Господом?

Счастлив ли я? Думаю, да. Счастье - это миг. Подаришь кому-то что-нибудь - вот уже и оно.

Справка

Архиепископ Тихон (в миру Виктор Доровских) возглавляет Южно-Сахалинскую и Курильскую епархию с 2010 года. Его младший брат - митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил. Старший брат - игумен Серафим - служит в подмосковном Звенигороде.