- Скорее всего местом приписки нового земснаряда станет Индигирка, - рассказал "РГ" главный инженер ФГУ "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей" Андрей Сахаров. - Эта река выносит в море огромное количество грунта, из-за чего приустьевой участок (бар) мелеет. Чтобы в течение каждой навигации поддерживать подходящие для захода в Индигирку грузовых судов глубины, нужна мощная техника. А у нас там работает древний агрегат, возраст которого приближается к полувеку.
Надо отметить, в преклонном возрасте находится вся дноуглубительная техника, которая эксплуатируется в Ленском бассейне. В распоряжении администрации - 21 такое судно, и средний возраст их составляет 36 лет.
- Все они выработали нормативные 30-летние сроки службы. В эксплуатации находятся земснаряды, построенные еще в 1957 году. А последнее поступление новых было в 1989-м, - рассказывает Андрей Сахаров.
Один земснаряд, конечно, снимет напряженность на конкретном участке. Но в целом погоды не сделает. Потребность в новой технике для Ленского бассейна до 2020 года составляет четыре земснаряда, а до 2030 - еще 11. Между тем в течение многих лет такие суда в стране не строили, и пока никаких программ на этот счет нет. Депутат Госдумы от Якутии Галина Данчикова пообещала добиваться решения проблемы, но это - как получится.
Реки в Ленском бассейне изобилуют мелями. Если не поддерживать в таких местах нужные глубины, завозить грузы во многие населенные пункты и даже целые районы будет очень трудно, а то и вовсе невозможно. Периодически это уже происходит.
- Приходится констатировать, что гидрологическая обстановка в Ленском бассейне и на морских участках ухудшается с каждым годом. В 2011 и 2015 годах отсутствовали гарантированные глубины на баре Яны, а в 2013-м - на баре Индигирки, - рассказал руководитель Ленского объединенного речного пароходства Сергей Ларионов.
2013 год вообще стал для якутских транспортников кошмаром. Маломощный земснаряд не смог прорыть судоходный канал на баре Индигирки, и завоз жизнеобеспечивающих грузов в расположенные на этой реке районы был сорван. Доставлять туда топливо и многое другое пришлось кружным путем на автомобилях. Это обошлось втридорога.
Если в распоряжение речников своевременно поступит новый земснаряд, заход судов в северные водоемы будет обеспечен. Но теперь все острее встает другая проблема - сами реки стали мелеть. По словам Сергея Ларионова, до конца прошлого столетия по Яне и Индигирке могли подниматься суда класса "река-море". Теперь же по перекатам с трудом продирается даже мелкосидящий флот.
А особенно тревожная ситуация складывается в верховьях Лены. Из-за раннего обмеления реки у порта Осетрово пришлось сокращать объемы перевозок даже таких стратегических грузов, как материалы и оборудование для строительства газопровода "Сила Сибири". Первоначально "Газпром" планировал завезти в навигацию 820 тысяч тонн, потом план скорректировали до 650-ти, а в итоге удалось доставить по реке всего 511 тысяч тонн. Остальное повезут зимой автотранспортом. Что же касается грузов, предназначенных для нужд Якутии, завезти их в полном объеме удалось только благодаря перераспределению части потоков на Севморпуть и недостроенную железную дорогу Томмот - Нижний Бестях.
По прогнозам, ситуация в верховьях Лены вряд ли улучшится. Скорее, будет наоборот. Что-то меняется в природе, и река в районе порта Осетрово (через него проходит все, что везут в Якутию речным транспортом) становится все мельче. По данным речников, в 1980 - 1990 годы гарантированные глубины на участке Уст-Кут - Киренск составляли 220 сантиметров. А ныне в течение доброй половины лета загружать суда приходилось лишь наполовину, а то и на треть, поскольку уровень воды быстро понизился до полутора метров, а к концу навигации - и вовсе до метра.
- На этом 300-километровом отрезке - сплошные перекаты. Но проблема еще и в том, что в условиях прогрессирующего маловодья проводить на подобных участках дноуглубительные работы надо очень аккуратно. Река - это живой организм. Накопаешь лишнего в одном месте - она напрочь обмелеет в другом, - объясняет Андрей Сахаров.
Проблемы облепили речников довольно кучно. Массовое старение дноуглубительного флота накладывается на постоянно ухудшающуюся гидрологию.
Чтобы в какой-то мере нивелировать эти проблемы, участники перевозок стараются переработать как можно больше грузов по большой воде. Вот только реки дают им для этого все меньше возможностей.
В нынешнюю навигацию, к примеру, глубины в верховьях Лены опустились до крайне низких уже 21 июня! Воды не стало, едва схлынул паводок.
Зампред правительства Якутии Виктор Омуков считает, что выход - в перенаправлении потоков грузов.
- Северным морским путем мы уже 80 тысяч тонн каждый год возим. А самое главное, будем менять логистику в сторону более интенсивного использования железной дороги, - отмечает он.
Однако это лишь отчасти сгладит ситуацию. При всем желании осетровские портовики не смогут переработать все грузы до наступления мелководья. А многое из того, что доставят через этот порт или по железной дороге в Нижний Бестях, потом все равно надо будет везти дальше - по северным рекам, по перекатам…