Обмеление якутских рек поставило под угрозу северный завоз

Речники Ленского бассейна впервые почти за 30 лет получат новый земснаряд. Как заявил заместитель руководителя Росморречфлота Виктор Вовк, контракт на его строительство уже подписан. Новая техника будет готова к 2018 году.

- Скорее всего местом приписки нового земснаряда станет Индигирка, - рассказал "РГ" главный инженер ФГУ "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей" Андрей Сахаров. - Эта река выносит в море огромное количество грунта, из-за чего приустьевой участок (бар) мелеет. Чтобы в течение каждой навигации поддерживать подходящие для захода в Индигирку грузовых судов глубины, нужна мощная техника. А у нас там работает древний агрегат, возраст которого приближается к полувеку.

Надо отметить, в преклонном возрасте находится вся дноуглубительная техника, которая эксплуатируется в Ленском бассейне. В распоряжении администрации - 21 такое судно, и средний возраст их составляет 36 лет.

- Все они выработали нормативные 30-летние сроки службы. В эксплуатации находятся земснаряды, построенные еще в 1957 году. А последнее поступление новых было в 1989-м, - рассказывает Андрей Сахаров.

Один земснаряд, конечно, снимет напряженность на конкретном участке. Но в целом погоды не сделает. Потребность в новой технике для Ленского бассейна до 2020 года составляет четыре земснаряда, а до 2030 - еще 11. Между тем в течение многих лет такие суда в стране не строили, и пока никаких программ на этот счет нет. Депутат Госдумы от Якутии Галина Данчикова пообещала добиваться решения проблемы, но это - как получится.

Реки в Ленском бассейне изобилуют мелями. Если не поддерживать в таких местах нужные глубины, завозить грузы во многие населенные пункты и даже целые районы будет очень трудно, а то и вовсе невозможно. Периодически это уже происходит.

- Приходится констатировать, что гидрологическая обстановка в Ленском бассейне и на морских участках ухудшается с каждым годом. В 2011 и 2015 годах отсутствовали гарантированные глубины на баре Яны, а в 2013-м - на баре Индигирки, - рассказал руководитель Ленского объединенного речного пароходства Сергей Ларионов.

2013 год вообще стал для якутских транспортников кошмаром. Маломощный земснаряд не смог прорыть судоходный канал на баре Индигирки, и завоз жизнеобеспечивающих грузов в расположенные на этой реке районы был сорван. Доставлять туда топливо и многое другое пришлось кружным путем на автомобилях. Это обошлось втридорога.

Средний возраст земснарядов, которые эксплуатируют в Ленском бассейне, - 36 лет. Старение флота накладывается на постоянно ухудшающуюся гидрологию

Если в распоряжение речников своевременно поступит новый земснаряд, заход судов в северные водоемы будет обеспечен. Но теперь все острее встает другая проблема - сами реки стали мелеть. По словам Сергея Ларионова, до конца прошлого столетия по Яне и Индигирке могли подниматься суда класса "река-море". Теперь же по перекатам с трудом продирается даже мелкосидящий флот.

А особенно тревожная ситуация складывается в верховьях Лены. Из-за раннего обмеления реки у порта Осетрово пришлось сокращать объемы перевозок даже таких стратегических грузов, как материалы и оборудование для строительства газопровода "Сила Сибири". Первоначально "Газпром" планировал завезти в навигацию 820 тысяч тонн, потом план скорректировали до 650-ти, а в итоге удалось доставить по реке всего 511 тысяч тонн. Остальное повезут зимой автотранспортом. Что же касается грузов, предназначенных для нужд Якутии, завезти их в полном объеме удалось только благодаря перераспределению части потоков на Севморпуть и недостроенную железную дорогу Томмот - Нижний Бестях.

По прогнозам, ситуация в верховьях Лены вряд ли улучшится. Скорее, будет наоборот. Что-то меняется в природе, и река в районе порта Осетрово (через него проходит все, что везут в Якутию речным транспортом) становится все мельче. По данным речников, в 1980 - 1990 годы гарантированные глубины на участке Уст-Кут - Киренск составляли 220 сантиметров. А ныне в течение доброй половины лета загружать суда приходилось лишь наполовину, а то и на треть, поскольку уровень воды быстро понизился до полутора метров, а к концу навигации - и вовсе до метра.

- На этом 300-километровом отрезке - сплошные перекаты. Но проблема еще и в том, что в условиях прогрессирующего маловодья проводить на подобных участках дноуглубительные работы надо очень аккуратно. Река - это живой организм. Накопаешь лишнего в одном месте - она напрочь обмелеет в другом, - объясняет Андрей Сахаров.

Проблемы облепили речников довольно кучно. Массовое старение дноуглубительного флота накладывается на постоянно ухудшающуюся гидрологию.

Чтобы в какой-то мере нивелировать эти проблемы, участники перевозок стараются переработать как можно больше грузов по большой воде. Вот только реки дают им для этого все меньше возможностей.

В нынешнюю навигацию, к примеру, глубины в верховьях Лены опустились до крайне низких уже 21 июня! Воды не стало, едва схлынул паводок.

Зампред правительства Якутии Виктор Омуков считает, что выход - в перенаправлении потоков грузов.

- Северным морским путем мы уже 80 тысяч тонн каждый год возим. А самое главное, будем менять логистику в сторону более интенсивного использования железной дороги, - отмечает он.

Однако это лишь отчасти сгладит ситуацию. При всем желании осетровские портовики не смогут переработать все грузы до наступления мелководья. А многое из того, что доставят через этот порт или по железной дороге в Нижний Бестях, потом все равно надо будет везти дальше - по северным рекам, по перекатам…