Сахалинские власти предложили строить рыболовецкие станы в заказнике

В сахалинском городе Охе успешно прошел общественные слушания проект обновленного положения о государственном природном заказнике регионального значения "Северный", расположенном на полуострове Шмидта.

Как говорят региональные власти, внесенные поправки в первую очередь направлены на развитие туризма. К разрешенным видам деятельности на территории заказника добавились организованный экологический, познавательный, спортивный и экстремальный туризм, а также любительское и спортивное рыболовство.

Другим нововведением стало создание хозяйственной зоны, необходимой для "осуществления видов деятельности в связи с производственной необходимостью". Тем, кто эксплуатирует рыбопромысловые участки в акватории, позволено формировать на берегу инфраструктуру.

Упорядочили эти корректировки и работу карьера по добыче строительного камня, много лет действующего в заказнике.

Между тем поправки вызвали бурю негодования среди общественников. И "зацепили" защитников природы именно рыболовецкие станы, которые, как они утверждают, нанесут непоправимый урон хрупкой природе охраняемой территории.

Мнения

PRO

Игорь Быстров, заместитель председателя правительства Сахалинской области:

- К нам поступили жалобы граждан на то, что результаты общественных слушаний якобы были сфальсифицированы. Мы проводим проверку.

Противники поправок утверждают, что "изменения направлены в основном на легализацию рыбопромышленных станов". В последние десять лет в прилегающей к заказнику акватории развивается промысел. Предприятия получали квоты на вылов, им определяли места расположения ставных неводов. При этом никто не устанавливал никаких ограничений относительно размещения рыболовецких бригад, что фактически провоцировало нарушения положения о заказнике. Последний расположен на суше. Промысел ведется в акваториях, прилегающих к нему. Разрешить рыбакам находиться на берегу или предписать вести лов исключительно с моря - вот суть споров.

Ситуация в заказнике стала следствием нерациональной организации добычи лососей в области. В 2011 году в регионе был утвержден перечень рыбопромысловых участков (РПУ), законсервировавший на 25 лет места ведения лова. Сейчас мы пожинаем плоды этого недальновидного шага. Во-первых, раздутые промысловые и перерабатывающие мощности пользователей РПУ, получивших право ловить рыбу, в несколько раз превышают объемы возможной добычи лососей. Во-вторых, владельцы одних РПУ могут не видеть лосося годами, а других - радоваться богатым уловам каждую путину. Кому-то везет, кому-то нет. Подходы лососей в северных районах Сахалина лучше, но рыбаки и инфраструктура остаются на юге. Поэтому принимать решение необходимо. Изменить положение о заказнике можно только при наличии положительного заключения экологической экспертизы.

Евгений Беловицкий, замредактора газеты "Рыбак Сахалина":

- Необходимость перемен назрела давно. На западном побережье полуострова ловили издревле. Рыбачили нивхи, работал колхоз "Красная заря". Восточное же побережье было вотчиной браконьеров, пока туда не пришли законопослушные рыбаки. Усугубляет ситуацию и то, что многие жители Охи поддерживают кампанию против рыбодобытчиков. Но я думаю, это протест на фоне острой социальной напряженности. Плохо, что рыбопромышленники не занимаются контрпропагандой. Между тем некоторые из них много делают для родного муниципалитета. Дешево продают свежую горбушу и кету. Бесплатно снабжают рыбой детские дома, пенсионеров, инвалидов и ветеранов. Активно занимаются благотворительностью.

Алексей Павленко, собственник рыбопромышленного предприятия, Оха:

- С изменением положения о заказнике рыбодобытчикам станет намного комфортнее и безопаснее работать. Рыбачим в акватории заказника с 2006 года. Сначала осваивали Северный залив, претензий от экологов не было. Закрывали они глаза и на работу карьера в заказнике, и на разливы нефти, и на браконьеров. И вдруг "проснулись", когда наше предприятие начало осваивать северо-восточное побережье. Места здесь глухие, по берегу до них не добраться, только по воде. Поэтому браконьерство на нерестовых реках процветало. Мы взяли их под охрану. В отместку нам резали неводы, а потом открыто попросили уйти...

CONTRA

Сергей Гусев, представитель инициативной группы по защите заказника "Северный":

- Я более 30 лет работаю бортмехаником. Два года назад обнаружили с вертолета рыболовецкие станы на побережье заказника, дошли до суда. Охинский городской суд вынес решение освободить земли лесного фонда от станов, вывезти технику. Ответчики - рыбопромышленники - подали апелляционную жалобу в областной суд. Тот поддержал вердикт нижестоящей инстанции. Но решение Фемиды судебные приставы не торопились исполнять. Более того, они вместо указанного в исполнительном листе восточного побережья обследовали берег Северного залива. Считаю, что приставы находятся в сговоре с рыбопромышленниками.

Добытчикам нужна пресная вода, поэтому станы организуют возле рек, превращая их в лужи. На каждом стане были обнаружены гильзы от гладкоствольного и нарезного оружия. На побережье регулярно находят тела морских зверей с пулевыми ранениями. Один из специалистов ФГБУ "Сахалинрыбвода", комментируя поправки, назвал одинаковыми действия рыбопромышленников и браконьеров - они оставляют реки пустыми, нанося заказнику колоссальный ущерб.

Мы смирились с влиянием на природу севера нефтегазовых проектов - они важны для социально-экономического развития страны. Более того, компании строго соблюдают экологические требования. Но то, что творят рыбопромышленники, - это полное безобразие. Собираем подписи под обращением к губернатору о проведении повторных общественных слушаний. А в ноябре собираемся поехать на прием к президенту РФ.

Дмитрий Лисицын, эколог:

- Это уже вторая за текущий год попытка правительства Сахалинской области ослабить режим охраны заказника "Северный" и разрешить там размещение станов рыбодобывающих компаний. На этот раз документы подготовлены более основательно, а изменения в положение о территории вносятся еще более значительные.

Власти "переделали" даже само назначение заказника. Так, если по действующему положению оно исключительно природоохранное, то новая версия документа ставит дополнительную задачу - развитие туризма. Рассчитана рекреационная емкость заказника - 55554 человека в год! Для комфортного проживания рекомендуется построить четыре туристические базы, оборудованные автостоянками. Серьезно ослаблен режим заказника и для рыболовства. Раньше оно было запрещено в любом виде, сейчас разрешается спортивное и любительское, а также добыча водных биоресурсов коренными малочисленными народами Севера.

Что касается прошедших слушаний, на мой взгляд, организаторы постарались минимизировать участие в них общественности.