03.11.2016 17:25
    Поделиться

    В Петербурге объявили сбор подписей против пластиковых пакетов

    Петербуржец Дмитрий Колясников призвал законодательно ограничить в Петербурге продажу пластиковых пакетов в торговых сетях. Его петиция набрала в Интернете уже более тысячи подписей.

    - Используя пластиковые пакеты, мы неосознанно способствуем загрязнению окружающей среды, - считает Колясников. - По статистике, один пластиковый пакет используется в течение 20 минут, а потом отправляется на свалку, где должен будет пролежать примерно пару веков. Покупая всего лишь один пакет в неделю, каждый житель Петербурга вносит свой вклад в те пять миллионов проданных пакетов, которые за месяц превращаются в 20 миллионов.

    По мнению автора обращения, запрет должен обратить внимание граждан на проблему увеличения количества мусора. Пока - только в отдельно взятой Северной столице. Инициатива при этом не нова: весной запрет пластиковых пакетов обсуждала Мосгордума. Кроме того, их использование уже официально запрещено в некоторых штатах США, в Эфиопии и Марокко, а в индийском штате Карнатака пластик под запретом полностью. В прошлом году Европарламент принял закон, согласно которому страны-члены ЕС обязаны постепенно сократить использование полиэтиленовых пакетов с 90 на человека в год в 2019 году до 40-ка к 2025 году. Буквально вчера о поддержке этой инициативы заявил Кипр.

    В Петербурге и Ленинградской области мусорная проблема тоже стоит остро: ежедневно в городе образуется около четырех тысяч тонн отходов, большая их часть не перерабатывается, а складируется на полигонах. Кроме того, по данным городского комитета по природопользованию и охране окружающей среды, ежегодно в регионе образуется около двух тысяч несанкционированных свалок. Меньшая часть ликвидируется, остальное продолжает лежать по обочинам вдоль дорог, либо в местах, привлекательных для отдыха на природе. Часто виновниками таких свалок становятся безответственные дачники, а значительная часть мусора - это все тот же пластик, в том числе и пакеты.

    Сократить их число могли бы экосумки, бумажные пакеты и даже бабушкины авоськи - в общем, все то, что используется многократно, либо быстро разлагается. Однако ряд экспертов полагает, что для этого вовсе не нужен отдельный закон. Вопрос соблюдения экологического этикета, забота о природе - это прежде всего ответственность компаний, считает эксперт в области по-требительского рынка и ценовой политики Станислав Черкасов. Многие торговые сети уже предлагают альтернативу - бумага или пластик. Хотя выбор в конечном итоге делает покупатель.

    - Российские потребители уже привыкли к тому, что бесплатных пакетов в супермаркетах больше нет, и заплатить от двух до шести рублей в общей массе покупок большинство из них готово, - продолжает эксперт, - но уже 10-20 рублей за экологичный выбор платить мало кто будет. Переплата даже на пять рублей особенно ощутима для жителей регионов.

    За границей граждане в большинстве своем ходят за покупками со своей сумкой - и не потому, что пакеты дорогие. Но и в России такая забота об окружающей среде набирает обороты. Больше всего это заметно, кстати, по растущим продажам тех же авосек.

    - Время показало, что в 80 процентах случаев авоськами интересуются люди старше 30 лет, и не с точки зрения моды, а с точки зрения практичности, - рассказала Елена Ляшенко, основатель интернет-магазина "Русский авось". - В отличие от пакета авоська не шуршит, тянется, не рвется, может служить годами и выдерживает до 16 килограммов. То есть запрос от покупателей на самом деле есть, теперь дело за супермаркетами.

    Правда, эксперты не слишком надеются на любовь бизнесменов к природе.

    - Ни для кого не секрет, что сети получают огромные прибыли от продажи полиэтиленовых пакетов - их закупочная цена в десятки раз ниже, чем та сумма, которую платит потребитель на кассе, - продолжает Черкасов. - В связи с этим, думаю, что ретейлеры не будут массово переходить на использование бумажных пакетов (или пакетов из других материалов), потому что возрастет их закупочная цена и упадет прибыль супермаркета.

    Так что законодательная инициатива, пожалуй, и впрямь могла бы ограничить аппетиты торговцев. А для этого необходимо, чтобы петиция набрала как можно большее число голосов.

    Поделиться