Дело в том, что государственный перевозчик Великого Новгорода ОАО "Автобусный парк" три недели назад лишился 92 автобусов, а это больше половины от численности.
Все началось в 2011 году, когда новгородский перевозчик МУП "ПАТ-2" (сейчас ОАО "Автобусный парк") списал 80 автобусов. Предприятие тогда не стало покупать новые машины, а взяло в аренду у петербургского перевозчика. По условиям договора арендная плата за каждый месяц составляла почти пять миллионов рублей. И это притом что цена нового пассажирского автобуса начинается от трех миллионов.
Таким образом, на протяжении пяти лет предприятие вместо закупки новой техники платило аренду за чужую.
- Еще два года назад депутаты выступали против губительного для предприятия договора аренды автобусов у частной компании. Кроме этого, мы настаивали на увольнении директора предприятия, деятельность которого, на наш взгляд, вела "Автобусный парк" к банкротству, - сообщил корреспонденту "РГ" Владимир Тимофеев, председатель думы Великого Новгорода. - По мнению депутатов, нерешение этих вопросов могло уже тогда привести к серьезным сбоям в транспортном обслуживании населения. Именно это и послужило основанием для передачи в январе 2015 года акций "Автобусного парка" в собственность правительства Новгородской области.
После того как "Автобусный парк" стал областным предприятием, договор аренды был разорван в суде, и 92 автобуса отбыли обратно в Петербург. Поэтому на маршруте 1А теперь работает "Икарус", выпущенный в 1990 году. Выход на линию оранжевого автобуса из далекого прошлого перевозчик позиционировал весьма оптимистично. На сайте компании указано, что горожане восприняли автобус радостно. Многие даже ностальгировали по дороге на работу.
- Сейчас ремонтируется еще один "Икарус", и скоро он выйдет на линию, - сообщила корреспонденту "РГ" официальный представитель "Автобусного парка" Елена Михайлова. - На сегодняшний день в парке насчитывается 81 автобус и 34 троллейбуса. В связи с отзывом прежних автобусов интервал, конечно, был скорректирован, но не критично. К тому же сейчас мы перешли на зимнее расписание, сезонно отменены дачные маршруты. Никакого транспортного коллапса в городе нет, но мы рассчитываем, что до конца года предприятие получит новые автобусы, уже объявлен запрос котировок.
Правда, с позицией перевозчика не согласны многие горожане. По просьбе "РГ" крупнейший новгородский паблик в одной из соцсетей провел опрос среди подписчиков. Из восьми тысяч участников только 26 процентов согласились с тем, что возвращение "Икарусов" - это хорошо. 20 процентов полагают, что это устаревший вид транспорта, а почти 24 процента респондентов и вовсе заявили, что не могут теперь дождаться автобуса - причем неважно, "Икаруса" или какой-то другой марки. А те, кому все же повезло прокатиться на автобусе "с историей", испытывают целую гамму чувств.
- Это ужас просто, - возмущается Алина Маланич. - Мало того, что он весь трясется, да еще и не залезешь с коляской между этих перил.
Многие опасаются, что зимой в "Икарусах" будет холодно. Другие иронизируют, что у города с историей и транспорт должен быть исключительно старинный. Некоторые новгородцы на "Икарусе" еще не ездили, но успели вдоволь настояться на остановках и теперь жалуются на давку в автобусах.
- Руку или ногу в утренней толкучке сломать могут. Плюс, ходят ужасно автобусы. 19 маршрут прождала час с лишним. И теперь большинство автобусов короткие, - говорит Ксения Григорьева.
Ну а пока от ситуации выиграли только таксисты. Учитывая, что тариф по городу составляет 100 рублей, многие горожане кооперируются с попутчиками, чтобы доехать до работы.
Пока верстался номер
Вчера стало известно, что ОАО "Автобусный парк" разместил объявление о покупке в лизинг пяти автобусов. За них перевозчик готов заплатить 66,5 миллионов рублей.