03.11.2016 07:14
    Поделиться

    Есть ли у уральцев шанс потеснить китайцев на рынке одежды

    В Екатеринбурге впервые за последние десятилетия открывается фабрика по пошиву одежды. Планируется, что ежемесячно она будет поставлять на прилавки магазинов более 10 тысяч изделий. Пока только спортивной одежды, но через год владелец предприятия, известный уральский дизайнер, планирует открыть линию по массовому производству мужских костюмов.

    До сих пор попытки оживить легкую промышленность на Урале заканчивались на уровне стартапов или разработки капсульных коллекций. До промышленных объемов не доходило. Сейчас, когда остро стоит вопрос импортозамещения в легкой промышленности, появился шанс, что именно фэшн-индустрия станет драйвером этого процесса. Антикризисный план, предложенный правительством РФ, предусматривает выделение 1,4 миллиарда рублей на поддержку легпрома.

    - Уральские производители одежды, предлагающие креативные проекты, имеют все шансы попасть в федеральные программы, - заявил во время недавнего визита в Екатеринбург замминистра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов.

    С уральским акцентом

    - Екатеринбург, безусловно, является центром развития дизайна не только в Уральском федеральном округе, но и стране в целом. Здесь работает множество творческих личностей, создателей брендов, известных в том числе и за рубежом. И сейчас у них есть уникальный шанс представлять коллекции не в штучном варианте, не в формате студии или лаборатории, а запустить промышленное производство, - считает эксперт в области индустрии моды, руководитель портала о фэшн-образовании Ирина Каримова.

    Сегодня в общем объеме изделий обрабатывающих производств на Среднем Урале швейные и текстильные предприятия занимают мизерную часть - 0,027 процента

    О потенциале Среднего Урала в этой сфере говорят уже давно. Тренд на "свой фасон" в регионе проявился еще в середине девяностых. Тогда дизайнерские показы в Екатеринбурге следовали один за другим, возникло до десятка местных компаний по пошиву модной одежды, которые позиционировали себя как массовые производители. Но до сегодняшнего дня не дожила ни одна из них. В лучшем случае ужались до студийного масштаба, перебрались в столицу или за рубеж. В худшем - и вовсе закрылись, как торговая марка "Партизан".

    - Более двадцати лет индустрия моды находится в состоянии стартапов, всякий раз мы словно начинаем с чистого листа. В стране за прошедшие десятилетия была почти полностью развалена легкая промышленность. И возродить ее за пару лет невозможно. Единственный капитал, который нажили и, к счастью, сохранили, - это творческие люди, научившиеся создавать моду наперекор всему, - говорит Сергей Старков, директор уральского центра развития дизайна.

    Впрочем, Свердловская область не могла похвастать развитой легкой промышленностью даже в советские годы. Считалось, что региону с металлургической и машиностроительной специализацией ни к чему распыляться на платья и костюмы. И, когда из-за рубежа пошел вал одежды, конкурировать было особо не с кем. Сегодня в общем объеме изделий обрабатывающих производств на Среднем Урале швейные и текстильные предприятия занимают мизерную часть - 0,027 процента (в денежном выражении). На одежном рынке региона доля товаров местных производителей тоже микроскопическая. Предприятия играют скорее социальную роль - сохраняют рабочие места в городах и поселках. Поставленные сейчас задачи совершенно другого масштаба, и они застали регион врасплох. В Свердловской области, конечно, принята стратегия развития легкой промышленности, но документ разрабатывался еще в 2010 году, а с тех пор многое изменилось.

    Обрели форму

    - С началом кризиса и введением санкций зарубежные производители одежды засомневались в перспективах работы в России. Только за прошлый год в стране закрыли сетевые магазины 11 мировых брендов, большинство из которых было представлено и в Екатеринбурге, Челябинске, Перми. Нынешний год обещает не столь масштабный уход иностранных дизайнеров, но ряды их все равно поредеют. Торговые площади пустеют, и у отечественных производителей одежды появился карт-бланш, чтобы завоевать сердца и кошельки земляков, - говорит Ирина Каримова.

    Однако эксперт тут же добавляет: фора эта ненадолго. У местных предприятий есть не более двух лет, чтобы вывести свои товары на российский рынок и занять на нем ниши. Западные компании все равно захотят вернуться и будут при этом еще более агрессивны.

    Модная студия Оксаны Волгиной в Екатеринбурге существует более 23 лет. Несколько раз дизайнер порывалась расширить бизнес до промышленного производства, но не выросла из масштабов малого предприятия. С заказами проблем нет, загруженность полная. Правда, значительную долю составляет школьный ассортимент. Но, как подчеркивает Оксана, радует уже то, что появилось новое поколение, которое знает, что такое качественная и модная российская одежда.

    Форма для школьников на 90 процентов изготавливается местными производителями и стала уже своеобразным символом возрождения легкой промышленности. Когда в стране запустили программы поддержки производителей костюмов для учащихся, это, в свою очередь, подтолкнуло региональные власти расширить круг преференций.

    Большинству местных дизайнеров не хватает опыта в менеджменте. Творить научились, а вот продавать - нет

    - Впервые за десятилетия работы я ощутила заинтересованность власти в развитии модного бизнеса. Областной фонд поддержки предпринимательства предложил кредит под 10 процентов годовых. Это выгодно, ведь в банках меньше чем о 18 процентах и говорить не хотят, - рассказывает Оксана Волгина. - Кроме того, нам помогли создать и перевести на английский язык сайт компании, а также выделили средства на поездку на выставку легкой промышленности в Москве.

    Идеи в массы

    И все же замахиваться на промышленное производство предпринимательница пока не готова. И проблема не только в том, чтобы найти инвесторов, хотя вложения нужны немалые. Эксперты оценивают затраты на создание торговой марки одежды, ее продвижение на федеральном уровне, производство и организацию розничной сети минимум в 150 тысяч евро. Срок окупаемости таких проектов не менее пяти лет.

    - На самом деле большинству дизайнеров не хватает опыта в менеджменте. Творить научились, а вот продавать - нет, - считает Инна Королева, уральский дизайнер, решившая сейчас объединить в один проект сразу три города - Москву, Сочи и Екатеринбург.

    Столица нужна для продвижения бренда, в Сочи базируются главные заказчики (в основном представители гостиничного и ресторанного бизнеса, заинтересованные в приобретении форменной одежды), а в Екатеринбурге находится швейное производство. Когда-то это называлось развитием межрегиональных связей, сейчас - новой тактикой выхода на рынок.

    Имя инвестора и объем средств, вложенных в проект новой швейной фабрики, которая открывается в Екатеринбурге, владелец бизнеса Дмитрий Шишкин скрывает от журналистов. До сих пор эта компания была известна пошивом мужских костюмов премиум-класса, которые изготавливают исключительно вручную. Каждый костюм обходился заказчику минимум в 150 тысяч рублей. А тут вдруг - масспошив! Но никакой "измены" дизайнерскому началу Шишкин не видит.

    - У нас заказов намного больше, чем мы можем физически выполнять. Так что фабрика сразу после открытия будет загружена минимум на год вперед. Мода во всем мире - это бизнес, и у нас она должна когда-то стать индустрией, - резюмирует предприниматель.

    Между тем

    Фонд общественного мнения выяснил, как россияне относятся к импортозамещению непродовольственных товаров. Почти четверть опрошенных готова отказаться от импортных одежды и обуви. При этом пятая часть ратующих за модные вещи из-за рубежа заявила, что от импорта в этом сегменте уйти сложно: это может повлечь за собой рост цен, дефицит или вообще исчезновение качественных товаров.

    Поделиться