Хорошо известны причины, по которым, при очевидных успехах металлургических компаний, ситуация на отечественном рынке металла развивается не лучшим образом.
Ключевым парадоксом на отечественном рынке является сверхвысокая эффективность производства металла при сверхнизкой эффективности его использования в стране. Это сдерживает спрос и ограничивает возможности отрасли. Основной причиной и способом разрешения существующих противоречий стал экспорт первичного сырья и металла и импорт готовых металлоизделий и машиностроительной продукции. Цена парадокса - более 100 миллиардов долларов в год, которые остаются за рубежом.
Попытки изменить ситуацию, при которой конечный спрос в металлосодержащей продукции удовлетворяется за счет импорта, предпринимались многократно. Компаниями и государством разрабатывались соответствующие программы. Многие из них оказались успешными. Так, была организована отечественная переработка металлолома с помощью мини-заводов, в результате экспорт снизился с 12,8 миллиона тонн в 2004 году до 4 миллионов в прошлом году. Налажен выпуск труб большого диаметра, длинномерных рельсов. Значительно увеличен выпуск оцинкованной стали, в результате чего производств, занимающихся оцинкованием, стало уже не два, а 58. Также выросли показатели проката с полимерными покрытиями.
Активно разрабатываются новые материалы для освоения Арктики, при выпуске продукции оборонного назначения, для обеспечения потребностей в зонах потенциальных технологических прорывов (металлопорошки для аддитивных технологий, смарт-материалы и т.п.). На фоне несомненных успехов, указывающих, что в российской экономике существуют возможности для решения задач по углубленной переработке ресурсов и удовлетворения спроса на основе собственного производства, ситуация на рынке металлопродукции меняется крайне медленно. В 2016 году вновь наблюдается рост импорта после прошлогоднего спада.
В 2000-е годы высокие темпы экономического роста стимулировали импорт продукции из металла. В 2015-2016-е сокращение импорта не привело к увеличению спроса на отечественную металлопродукцию. Этот парадокс вполне объясним. Российский рынок уступает по уровню мобильности рынкам других стран и не успевает реагировать на изменение конъюнктуры. Совершенствование металлургического производства не успевает за требованиями потребителей. Основу металлургии составляют высокоэффективные интегрированные компании, ориентированные на массовое производство. Доля специализированных предприятий по выпуску готовых изделий крайне низка. В стране имеется значительное количество свободных мощностей на конечных металлургических переделах (более 50 процентов), которые требуют модернизации, но от них во многом и зависит стабильность внутреннего спроса.
Задача углубленной переработки касается более 20 миллионов тонн выпускаемого металла. Это не проблема машиностроения или строительства, а задача, которая должна быть решена в рамках собственно металлургического производства. Она позволит реализовать потенциал роста стоимостных объемов экспорта. Процесс становления сервисной металлургии, модернизации заводов по производству металлоконструкций после достаточного бурного периода 2000-х годов сейчас резко замедлился. В 2014-2016 годах предприятия оказались в наиболее сложном положении, сокращение инвестиционного спроса при изменении цен на металл резко ухудшило их финансово-экономическое состояние, поставило на грань выживания.
Металлургия нуждается в надежном потребителе продукции, который по мановению волшебной палочки не появится. Ключевой вопрос заключается в том, будет ли металлургия ждать восстановления российского рынка или будет активно участвовать в его развитии, стимулируя процессы потребления. Зарубежный опыт указывает на активную роль в этом процессе металлургии. Предприятия совершенствуют выпускаемую продукцию, доводят ее до необходимого потребителю уровня технологической готовности.
Проблема инерционного развития отрасли заключается не в том, что в рамках существующего механизма невозможно решить те или иные конкретные задачи, а в том, что эти задачи постепенно становятся проблемами общественного значения. Риторическими представляются вопросы о том, какой смысл в ресурсах, если мы не знаем, как без внешней помощи вовлечь их в обращение. Для чего стимулировать конечный спрос, не имея возможности его удовлетворить на приемлемом уровне качества? Достаточно очевидным для оценок перспектив инерционного развития является подход, исходящий из принципа: пока мы не сумеем обеспечить эффективность использования уже существующих ресурсов металлопродукции, развитие производств будет вызывать значительные сложности.
Металлургия прошла большой путь по формированию системы эффективного функционирования в рыночных условиях. Менее успешными были попытки создать систему инвестиционного развития металлургического производства. Нет необходимости вспоминать ошибки, главное, что был накоплен опыт, из которого следует делать правильные выводы. По мере понимания, что будущее мало зависит от результатов текущей деятельности, а определяется формированием инновационного задела, его реализацией в инвестпрограммах бизнеса, произойдут реальные структурные изменения в металлургическом комплексе. Перспективы будут непосредственно связаны с решением общеэкономических задач. Металл потребуется для обеспечения инвестиционного роста. Реализация особо значимых госпроектов предъявляет спрос на высококачественную металлопродукцию спецназначения. Модернизация отечественного машиностроения невозможна без организации поставок металлопродукции углубленной переработки. Обновление производственного аппарата страны неизбежно создаст проблемы по утилизации металлолома, а следовательно, будет стимулом для развития вторичной металлургии. Прогресс в технологиях поддержания металлофонда в эксплуатации и производства металлоизделий на основе аддитивных технологий потребует организации соответствующих бизнесов.
При позитивном развитии отечественной экономики металлургии не придется ждать и догонять, надо будет только успевать за событиями на основе инвестиционных решений.
Кстати
По уровню потребления металла (алюминий, никель, медь, железо и др.) на душу населения Россия находится ниже среднемирового уровня, а по объему ввоза входит в число мировых лидеров. Отмечается снижение доли отечественной металлургии в мировом производстве стали (с 9,3 процента в 1992 году до 4,4 процента в 2015-м), а темпы роста металлургии в 2010-2016 годах не позволили выйти на объемы производства, достигнутые в 2008 году. Уровень и динамика показателя металлоемкости ВВП свидетельствуют о снижении эффективности использования металла в стране.